Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н.Кочуковой
судей Н.В.Пестовой, Г.И.Федоровой
при секретаре В.Л.Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седёлкина А.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Востокрегионжилье" Минобороны России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет по апелляционной жалобе Седёлкина А.А. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения Седёлкина А.А., представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" МО России Никифоровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Седёлкин А.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет. В обоснование иска указал, что проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ, уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям с выслугой 20 лет 06 месяцев. В настоящее время с супругой проживает в военном городке по ордеру от 07.08.1993 года, жилое помещение имеет статус служебного. На его обращение с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек решением от 26.10.2015 года он получил отказ по пп.2 ст. 54 ЖК РФ - предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает решение незаконным, поскольку проживание на служебной жилой площади в закрытом военном городке является основанием для признания его семьи нуждающейся в получении жилого помещения независимо от того, когда он был уволен с военной службы. С учетом уточненных требований просил признать решение об отказе в постановке на учет от 26.10.2015 года незаконным, обязать ответчика поставить на учет его и его супругу в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, проживающего на служебной жилой площади, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты".
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 января 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Седёлкин А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что проживание на служебной жилой площади в закрытом военном городке является основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилого помещения. Также ссылается на то, что суд не исследовал обстоятельства получения им служебной квартиры.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" от 08.12.2010 года N 342-ФЗ статья 15 дополнена пунктом 2.1, которым предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 08.12.2010 года N 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются, в том числе на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые независимо от даты их увольнения со службы, до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 15 октября 2012 г. N 21-П) указал, что введение федеральным законодателем такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем в одной из указанных форм, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, само по себе не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (определения от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1608-О-О и от 11 мая 2012 года N 745-О).
Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Седёлкин А.А. проходил военную службу по контракту в рядах Вооруженных сил с 01.09.1969 года по 02.07.1990 года. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 06 месяцев. Приказом командира войсковой части N от 02.07.1990 года г.Куйбышев Приволжско-Уральского военного округа "данные изъяты" Седёлкин А.А. уволен по сокращению штатов, со 02 июля 1990 года исключен из списков личного состава части, направлен на учет в Куйбышевский райвоенкомат г.Куйбышева.
07.08.1993 г. Министерством обороны РФ Седёлкину А.А. на состав семьи 4 человека по ордеру N было предоставлено жилое помещение по "адрес". Согласно поквартирной карточке, по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства Седёлкин А.А., его супруга ФИО1.
29.09.2015 года Седёлкин А.А. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на состав семьи 2 человека.
Решением N от 26.10.2015 г. ФГКУ "Востокрегионжилье" в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано, так как в соответствии с пп.2 ст. 54 ЖК РФ предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Седёлкин А.А. был уволен с военной службы в 1990 году, доказательств, свидетельствующих об обращении в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, им не представлено. Учитывая вышеприведенные нормы права, и принимая во внимание установленные обстоятельства, у суда не имелось оснований для возложения на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по принятию истца и членов его семьи на учет как нуждающихся в жилом помещении.
Седёлкин А.А. не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в служебных отношениях с каким-либо предприятием, расположенным на территории закрытого военного городка, не состоит и не состоял. Проживание в закрытом военном городке само по себе таких обязательств не порождает. Обязанность обеспечить жильем данные категории граждан на Министерство обороны РФ законодательством не возложена.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 января 2016 года по гражданскому делу по иску Седёлкина А.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Востокрегионжилье" Минобороны России о признании незаконным решения, возложении обязанности поставить на учет оставить без изменения, а апелляционную жалобу Седёлкина А.А. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 06 мая 2016 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий: Г.Н.Кочукова
Судьи: Н.В.Пестова
Г.И.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.