Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.
судей Овсянниковой И.Н., Порохового С.П.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смаркутского И. С. к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о возложении обязанности по предоставлению оставшейся части жилищной субсидии,
по апелляционной жалобе истца Смаркутского И. С. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения истца Смаркутского И.С., его представителя Слепцовой Н.М., представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Будановой В.С., судебная коллегия
установила:
Смаркутский И.С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ) о возложении обязанности по предоставлению оставшейся части жилищной субсидии. В обоснование заявленных требований указала, что с 01.04.2010 года истец Смаркутский И.С. был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, избранное место жительства г.Москва, форма обеспечение квартира, с составом семьи 4 человека, с учетом права на получение дополнительной площади жилого помещения, как военнослужащего, имеющего воинское звание " "данные изъяты"", а также с учетом права на получение дополнительной площади жилого помещения ее дочери ФИО1, которая является инвалидом первой группы, страдающая хроническим расстройством, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378. Считает, что имеет право на дополнительную жилую площадь по двум основаниям, как военнослужащий в воинском звании " "данные изъяты"" в соответствии со ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих", и п.6 ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". В соответствии с распоряжением Департамента жилищного обеспечения МО РФ истец и его дочь имеют право на дополнительную площадь жилого помещения, где минимальный норматив общей площади жилого помещения составляет 105 квадратных метров. В соответствии с решением от 14.09.2015 года N истцу на лицевой счет была перечислена часть жилищной субсидии "данные изъяты", то есть без учета дополнительной площади для его дочери, а именно 105-87= 18 квадратных метров, что составляет "данные изъяты" жилищной субсидии. За разъяснениями истец обратился к ответчику, из ответа от 06.11.2015 года N Смаркутскому И.С. стало известно, что по состоянию на 05.11.2015 года он был снят с учета нуждающихся в связи с получением жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения 23.09.2015 года на состав семьи 4 человека, с учетом права на получение дополнительной площади жилого помещения, как военнослужащий в звании " "данные изъяты"". С данным отказом он не согласен, просит признать его незаконным в предоставлении оставшейся части жилищной субсидии в размере "данные изъяты", и обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" от 06.11.2015 года N предоставить оставшуюся часть жилищной субсидии в размере "данные изъяты" "данные изъяты" Смаркутскому И.С.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Смарткутскому И.С. отказано.
В апелляционной жалобе истец Смаркутский И.С. с решением суда не согласен, просит его отменить, ввиду неправильного применения судом норм материального права из-за неверного его толкования. В обоснование доводов жалобы указал, что судом ошибочно сформулированы выводы о том, что получение жилищной субсидии в рамках ФЗ "О статусе военнослужащих" не предполагает предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Законом предусмотрена выдача средств из федерального бюджета (субсидии), предназначенных для покупки жилья именно за собственные средства, но с учетом выделенной субсидии. Указанной нормой ограниченно право на дополнительную площадь по одному основанию. Данные выводы основаны на неверном толковании норм права. Считает, что закон предусматривает выплату субсидии как альтернативную, удобную для военнослужащего форму обеспечения их жильем за счет государства, которая заменяет собой получение этими гражданами жилья из федеральной собственности в свою собственность бесплатно либо по договору социального найма. При выплате военнослужащим применяются все нормы жилищного законодательства, которые применяются при предоставлении жилья по договорам социального найма (за исключением особенностей, предусмотренных специальным законом от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Указывает на ответы департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" из которых следует, что истцу на состав семьи 4 человека должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью от 105 до 124 квадратных метров. Также считает, что судом неверно истолкованы положения абз.2 п.2 ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В заседание судебной коллегии представитель третьего лица Министерства оборон РФ не явился, заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не направил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч.3,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Истец Смаркутский И.С., его представитель Слепцова Н.М. просят решение суда, по доводам изложенным, в апелляционной жалобе отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" Буданова В.С. просит решение суда оставить без изменения, как вынесенное правильно и обосновано в соответствии с действующим законодательством, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение лиц, принявших участие в суде апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.04.2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д" и "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 года N 9-П).
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями и дополнениями) норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом п. 2 ст. 15.1 указанного Закона предусматривает категории военнослужащих, имеющих право на дополнительную жилую площадь от 15 до 25 квадратных метров. При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
Судом установлено, военнослужащий Смаркутский И.С. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по пп. "а" п.1 ст.51 ФЗ "О статусе военнослужащих", приказом Министра обороны РФ от 14.10.2015 года N в звании "данные изъяты", общая продолжительность военной службы составляет 33 года 2 месяца, в льготном исчислении 39 лет 3 месяца.
Как следует из материалов дела, решением N о предоставлении военнослужащему - гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения от 14.09.2015 года, "данные изъяты" Смаркутскому И. С. и совместно проживающим с ним членам семьи ФИО2 (супруге), детям ФИО3, ФИО1, предоставлена жилищная субсидия в размере "данные изъяты". Устанавливая данный размер жилищной субсидии ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ учитывало, что у Смаркутского И.С. отсутствует площадь жилых помещений, принадлежащих ему и членам его семьи на праве собственности, отсутствуют занимаемые помещения по договорам социального найма, за последние пять лет до вынесения данного решения не совершались сделки, в результате которых уменьшился размер занимаемых жилых помещений или в отношении которых произведено отчуждение, право на дополнительную площадь жилого помещения 15 квадратных метров, норматив общей площади жилого помещения 87 квадратных метров, общая продолжительность военной службы 32 года 9 месяцев, коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы 2,750.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом первой группы, решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ она признана недееспособной.
13.10.2015 года Смаркутский И.С. обратился к начальнику ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с заявлением о необходимости получения оставшейся части жилищной субсидии в размере "данные изъяты", с учетом дополнительной площади для его дочери ФИО1 (18 кв.м.).
06.11.2015 года N ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ истцу был дан ответ, из которого следует, что по состоянию на 05.11.2015 года он снят с учета нуждающихся в связи с получением жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения 23.09.2015 года, на состав семьи 4 человека, с учетом права на получение дополнительной общей площади жилого помещения как военнослужащий в звании " "данные изъяты"", указав, что расчет жилищной субсидии произведен в соответствии с действующим законодательством. А в соответствии с п.2 ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" при наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством РФ по нескольким основаниям, увеличение размера общей площади производится по одному из них.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положениями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", изучив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что правом на дополнительную площадь жилого помещения обладают категории военнослужащих, указанных в ч.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", при наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них. Данное положение отражено и в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О применении судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно которого при наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них. Размер жилищной субсидии, рассчитанной на истца на состав семьи из четырех человек, с учетом права на получение дополнительной площади, как военнослужащего имеющего воинское звание " "данные изъяты"", произведен в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, гарантии граждан-инвалидов, в том числе получении жилой площади, регулируются жилищным кодексом РФ, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и не ограничивают право на получение жилой площади в рамках названных законов.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку оснований для иных выводов не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о том, что нормами ФЗ "О статусе военнослужащих" не предполагается обеспечение их жильем по договорам социального найма, а предполагается обеспечение покупки ими жилья за собственные средства, с учетом выделенной субсидии, выплату которой предполагает закон; и о том, что указанной нормой ограничено право на дополнительную площадь по одному основанию, судебной коллегией отклоняются, поскольку сводятся к неверному толкованию указанных норм материального права.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную в иске.
Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем, решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 15 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Смаркутского И. С. к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о возложении обязанности по предоставлению оставшейся части жилищной субсидии - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Смаркутского И. С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.С. Жельнио
Судьи И.Н. Овсянникова
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.