Заместитель председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу Васюкова В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 июля 2015 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица - капитана судна ТДС " "данные изъяты"" Васюкова В. А.,
установил:
15 июня 2015 года начальником государственного инспекторского поста Советско-Гаванской государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица - капитана судна ТДС " "данные изъяты"" Васюкова В.А.
Постановлением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 июля 2015 года Васюков В.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 870 000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов за нарушение пунктов 9.10, 10.1, 29.9, 30.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 N 385, выразившееся в осуществлении в период с 01 марта 2015 года по 22 мая 2015 года промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ в отсутствие действительного свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) для судна ТДС " "данные изъяты"" (срок действия имевшегося свидетельства истек 01 марта 2015 года).
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 01 октября 2015 года оставлено без изменения постановление судьи городского суда.
Определением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 февраля 2016 года Васюкову В.А. предоставлена рассрочка по уплате административного штрафа сроком на три месяца - до 26 мая 2016 года.
Судебные решения вступили в законную силу.
В жалобе Васюков В.А. просит изменить судебные решения и снизить размер назначенного наказания.
Проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими отмене по следующему основанию.
Частью 2 ст.8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" исходя из положений Федеральных законов от 20.12.2004 N "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 30.11.1995 N "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17.12.1998 N "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.
С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Статья 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов. Так, в соответствии с указанной нормой любительское и спортивное рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях, в то время как промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:
добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства);
нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением;
несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства);
осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным;
отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.
Как следует из постановления, совершение каких-либо действий, нарушающих подобные правила осуществления рыболовства, Васюкову В.А. не вменялось.
Допущенное Васюковым В.А. нарушение выразилось в осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ в отсутствие действительного свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) для судна ТДС " "данные изъяты"".
В соответствии со ст.34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч.5).
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч.6).
Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (ч.8).
Таким образом, утверждать, что действия Васюкова В.А. являются нарушением правил рыболовства, безосновательно, поскольку в данном случае нарушена система управления безопасностью судна.
При указанных обстоятельствах в действиях Васюкова В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.
Поэтому судебные решения подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 июля 2015 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 октября 2015 года и определение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 25 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица - капитана судна ТДС " "данные изъяты"" Васюкова В. А. отменить и производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Хабаровского краевого суда Н.Н.Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.