Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 15 апреля 2016 г. по делу N 33а-149/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Яицкого Р.А.,
при секретаре Масловой О.В., с участием административного истца Суляева М.Н. и его представителя Джумаева А.Э. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Суляева М.Н. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Суляева М.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Казань) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Яицкого Р.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, объяснения административного истца Суляева М.Н. и его представителя Джумаева А.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
решением начальника отделения (территориальное, г. Казань) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжильё") от 26 октября 2015 года N Суляев и члены его семьи (всего 4 человека) сняты с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поводом для принятия такого решения послужило наличие в собственности у супруги Суляева жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", общей площадью 64,2 кв.м, которая превышает учётную норму площади жилого помещения в названном населённом пункте.
Считая свои права нарушенными, Суляев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанное выше решение начальника ТО (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжильё", обязать названное должностное лицо отменить принятое решение и восстановить его на учёте нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Казанский гарнизонный военный суд решением от 15 февраля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Суляева отказал.
Не согласившись с таким решением, Суляев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование жалобы административный истец приводит собственный анализ обстоятельств дела и действующего по спорному вопросу законодательства, при этом утверждает о незаконности решения о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, поскольку какого-либо отношения к оформленной в собственность его супруги квартиры его семья не имеет. Между тем, считает Суляев, он и члены его семьи являются нуждающимся в жилом помещении, поскольку не обеспечены таковым по норме предоставления площади жилого помещения, которая в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" составляет 18 кв.м, и с учётом его права, как полковника, на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ТО (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжильё", не соглашаясь с приведёнными административным истцом доводами, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заслушав объяснения административного истца и его представителя, суд апелляционной инстанции находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Вопреки мнению в жалобе, суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В ст. 50 ЖК Российской Федерации закреплены понятия нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения. В частности, согласно ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года N 10-13 "Об учётной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учётная норма площади жилого помещения на территории города Казани в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, либо являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. При этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учёта нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом первой инстанции, бесспорно, установлено, что Суляев, как необеспеченный жильём, совместно с членами семьи с 1 октября 2004 года состоял на учёте военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем 23 ноября 2005 года его супругой, С. Ж.А., было зарегистрировано право собственности (не прекращено до настоящего времени) на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 64,2 кв.м, которое значительно превышает указанную выше учётную норму общей площади жилого помещения на одного человека (64,2 : 4 = 16,05).
При таких обстоятельствах начальник ТО (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжильё" пришёл к правильному выводу об утрате Суляевым, который является членом семьи собственника жилого помещения, оснований, дающих ему, равно как и членам его семьи, право на получение жилого помещения по договору социального найма, и принял решение о снятии их с соответствующего учёта, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при разрешении спорных правоотношений суду следовало руководствоваться нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые составляют 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, с учётом права административного истца на дополнительную общую площадь жилого помещения, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Статья 51 ЖК Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, дающих гражданам право на постановку на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданин и члены его семьи могут быть поставлены на учёт при необеспеченности учётной нормой площади жилого помещения. При этом наличие права на дополнительную площадь самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях не является.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Суляева М.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Казань) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Суляева М.Н. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А. Яицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.