Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 26 апреля 2016 г. по делу N 33а-154/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Сафонова К.С.,
Семенова О.М.,
при секретаре Масловой О.В., с участием административного истца Габилова А.Ш., представителей административных ответчиков Юсова В.В. и Трифоновой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Юсова В.В. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2016 года, в соответствии с которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего Габилова А.Ш.о. об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии административного истца и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Семенова О.М., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, выступления представителей административного ответчика Юсова В.В. и Трифоновой А.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, административного истца Габилова А.Ш.о., просившего решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Приказом командира войсковой части N от 10 июля 2006 года N Габилов был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по основанию, предусмотренному подп. "б" п.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по состоянию здоровья. Этим же приказом Габилов, общая продолжительность военной службы которого составила более 20 лет, был зачислен в распоряжение командира войсковой части N до обеспечения его жилой площадью.
Согласно приказу командира войсковой части N от 26 января 2007 года N Габилов был исключён из списков личного состава воинской части с 26 января 2007 года.
С 1995 года административный истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в специализированном жилом помещении, предоставленном в период прохождения военной службы, расположенном по адресу: "адрес".
В октябре 2013 года Габилов обратился в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (г.Самара) "Центррегионжилье" МО Российской Федерации) по вопросу предоставления ему по договору социального найма жилого помещения в городе П. согласно полученному извещению из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Однако в связи с отсутствием административного истца в едином реестре военнослужащих (автоматизированной системе "Учёт"), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда, а также отсутствием в 1 отделе (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации учётного жилищного дела административного истца, Габилову было отказано в заключении с ним договора социального найма.
14 июля 2014 года Габилов обратился в 1 отдел (город Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации с заявлением о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N административному истцу и членам его семьи отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием у Габилова статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также в связи с отсутствием данных о том, что он в период прохождения военной службы был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Габилов, считая свои права нарушенными, обратился в суд с заявлением, в котором, с учётом уточнённых в ходе рассмотрения дела по существу требований, просил вышеуказанное решение должностного лица признать незаконным и обязать ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации установленным порядком принять решение о восстановлении его и членов семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Самарский гарнизонный военный суд решением от 1 февраля 2016 года удовлетворил заявление административного истца в полном объёме.
Представитель административного ответчика Юсов В.В., не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обосновании жалобы Юсов, ссылаясь на положения нормативных правовых актов и приводя обстоятельства административного дела, обращает внимание, что документы, подтверждающие факт признания административного истца и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, представлены в ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации не были.
Также представитель административного ответчика со ссылкой на исследованную в суде книгу протоколов жилищной комиссии войсковой части N полагает, что Габилов на момент увольнения с военной службы на учёте нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства и в списках для получения жилого помещения по месту прохождения военной службы в ФГК "КЭЧ районов" не состоял, а обратился с заявлением о постановке его на указанный учёт лишь спустя 7 лет после увольнения с военной службы. Также Юсов считает, что суд первой инстанции необоснованно поставил под сомнение достоверность сведений, содержащихся в вышеуказанной книге протоколов.
Кроме этого, по мнению представителя административного ответчика, суд ошибочно отождествил право на получение жилого помещения в избранном месте жительства с социальными гарантиями граждан, подлежащими отселению из закрытого военного городка, хотя Габилов к соответствующей категории граждан не относится в связи с утратой поселком Рощинский соответствующего статуса.
Представитель административного истца Гуляева Л.М. в поданных возражениях просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Юсова В.В. - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражениях, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя указанные выше правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно рапорту Габилова от 1 июля 2006 года, последний ходатайствовал перед командиром войсковой части N о досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе и просил не исключать его из списков личного состава части до момента предоставления ему жилой площади в собственность согласно жилищному законодательству Российской Федерации. При этом из содержания резолюции начальника Чернореченской КЭЧ района на рапорте административного истца видно, что последний состоял на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Как усматривается из приказа командира войсковой части N(по личному составу) от 10 июля 2006 года N, Габилов досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас и зачислен в распоряжение командира войсковой части N до обеспечения его собственной жилой площадью (т. 1 л.д. 207).
При этом, сведений о том, что решением какого-либо жилищного органа Габилов был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, перечисленным в ст. 56 ЖК Российской Федерации, материалы дела не содержат. Не представлены они и в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Как показала в суде свидетель У. - бывший документовед 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации, Габилов был включен в список военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении в 2007 году, о чем сведения в соответствующий реестр были внесены в 2013 году. При этом свидетель К. - бывший начальник 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации подтвердила указанные обстоятельства (т. 3 л.д.61). Об этих же обстоятельствах свидетельствует и исследованная в суде светокопия личной карточки Габилова (т. 3 л.д. 116-132).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание факт выделения административному истцу в 2013 году жилого помещения в г. П., который не мог состоятся при отсутствии сведений о Габилове и членах его семьи в автоматизированной системе учета, окружной военный суд, вопреки доводам жалобы, приходит к выводу, что административный истец до увольнения с военной службы обратился с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении и был признан таковым в 2007 году.
Не имеет какого-либо значения для правильного разрешения административного дела наличие или отсутствие у Габилова права на поучение государственного жилищного сертификата.
Нераспорядительность должностных лиц войсковой части N, которые не внесли в книгу протоколов жилищной комиссии названной воинской части соответствующий протокол о признании Габилова и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, не может служить основанием для нарушения прав административного истца.
Обращение Габилова с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения спустя более семи лет после увольнения с военной службы к начальнику 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации в данном контренном случае не может являться самостоятельным основанием к отказу в рассмотрении данного вопроса по основанию утраты административным истцом статуса военнослужащего, поскольку такое обращение согласно материалам дела имело место до увольнения с военной службы.
Вопреки доводам представителя административного ответчика Трифоновой А.А., положения КАС Российской Федерации, в частности ст. 41 названного Кодекса, прямо предусматривают, что предметом административного спора могут выступать права субъектов административных или иных публичных правоотношений. Суд же первой инстанции дал оценку законности действий административных ответчиков, не разрешая спор о праве Габилова на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, не согласиться с правильным по существу решением суда первой инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, указанных в обжалуемом решении и верно примененных судом, а также направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правовых оснований для которой окружной военный суд не находит.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену или изменение обжалованного судебного постановления, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 307-308, п. 1 ст. 309, ч. 1-3 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Самарского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2016 года по административному делу по заявлению бывшего военнослужащего Габилова А.Ш.о. об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии административного истца и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Юсова В.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда О.М. Семёнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.