Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 10 мая 2016 г. по делу N 33а-165/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Липатовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Белякова А.К., а также представителя Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и начальника названного учреждения Крюковой С.М. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2016 года, в соответствии с которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Белякова А.К. об оспаривании решения начальника второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях и действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в восстановлении его на учёте нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд
установил:
Беляков, проходивший военную службу по контракту в войсковой части N и имеющий выслугу более 24 лет, приказом командира войсковой части N от 15 сентября 2004 года досрочно уволен с военной службы на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с невыполнением условий контракта, и приказом командира войсковой части N от 1 декабря 2004 года N исключен с 3 декабря того же года из списков личного состава воинской части.
В период прохождения военной службы решением жилищной комиссии войсковой части N от 25 октября 2002 года Беляков принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания составом семьи 4 человека. При этом он с февраля 1996 года проживал вместе с семьей в служебном жилом помещении общей площадью 56 кв.м, расположенном по адресу: .
С 24 августа 2004 года Беляков был снят с компьютерного учёта нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением вышеназванного служебного жилого помещения, решение о чем не было доведено установленным порядком до административного истца.
Узнав о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, Беляков обратился в Федеральное государственное казённое учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации") с заявлением о восстановлении его на учёте нуждающихся в жилых помещениях, на которое ему 27 июля 2015 года дан ответ за исх. N, согласно которому Белякову в восстановлении на учёте было отказано.
Посчитав свои права нарушенными, Беляков обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района от 24 августа 2004 года о снятии с учёта нуждающихся в жилом помещении, а также обязать начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" отменить данное решение, восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях и включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих с 25 октября 2002 года, то есть с даты постановки на компьютерный учёт.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 8 февраля 2016 года административный иск Белякова удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение начальника второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района о снятии Белякова с учёта нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, а также обязал начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о принятии административного истца и членов его семьи с 25 октября 2002 года на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" отменить оспариваемое решение начальника второй Самарской КЭЧ района о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях Белякову отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" и начальника данного учреждения Крюкова С.М. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование представитель административного ответчика, ссылаясь на нормативно-правовые акты, регламентирующие на момент увольнения Белякова с военной службы порядок обеспечения военнослужащих жильем, указывает на то, что судом при принятии решения не учтены положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N, в соответствии с которыми квартирно-эксплуатационные части не обладали полномочиями по снятию военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Также, по мнению представителя, Беляков не относится к категории граждан, обеспечение жильем которых осуществляет ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации".
Кроме того, представитель административного ответчика обращает внимание на то, что Беляков, изъявивший желание получить жилье по избранному месту жительства, подлежал в соответствии с действующим на момент увольнения его с военной службы законодательством обеспечению жилыми помещениями через органы местного самоуправления. В связи с этим он правомерно был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы.
Также представитель обращает внимание на то, что возложение обязанности на начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" рассмотреть вопрос о принятии Белякова на учёт нуждающихся в жилых помещениях не основано на законе и такого требования административным истцом не заявлялось.
Административный истец Беляков в своей апелляционной жалобе выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении его требований о возложении на начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" обязанности отменить оспариваемое им решение начальника второй Самарской КЭЧ района о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, а также о возложении обязанности на названное должностное лицо восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Вывод гарнизонного военного суда о том, что суд не вправе возложить на административного ответчика обязанность по отмене оспариваемого решения и восстановлению на учёте нуждающихся, по мнению административного истца, не соответствует закону, а также нарушает его права.
По утверждению Белякова, суд не восстановил в полном объеме его нарушенные права. При этом суд был не вправе возлагать обязанность на начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку это не соответствует действующему законодательству, в том числе регламентирующему полномочия данного жилищного органа.
По мнению Белякова, его права могут быть восстановлены только путем возложения обязанности на жилищный орган включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, с даты постановки его на жилищный учёт, то есть с 25 октября 2002 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2016 года по настоящему делу законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент снятия административного истца с автоматизированной системы учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и увольнения его с военной службы, государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений.
При этом военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях, за исключением военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
В силу положений п. 28-31 действующего на тот момент Порядка обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) и исключались из них на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. При этом в обязанности квартирно-эксплуатационных частей районов входила ежегодная перерегистрация военнослужащих, состоящих на данном учёте. Воинские части ежемесячно направляли в квартирно-эксплуатационные части района информацию об изменениях в учётных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). При этом квартирно-эксплуатационные части были вправе лишь возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, Беляков решением жилищной комиссии войсковой части N от 25 октября 2002 года (протокол N) принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания составом семьи 4 человека.
Каких-либо решений о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, принятого уполномоченным на то органом, материалы дела не содержат.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами Беляков 24 августа 2004 года снят учёта нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в автоматизированной системе учёта военнослужащих второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района. В качестве основания для снятия указано предоставление ему служебного жилого помещения, фактически предоставленного административному истцу еще в 1996 году.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент увольнения Белякова с военной службы, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из листа беседы от 3 августа 2004 года, Беляков, имеющий выслугу более 24 лет, просил после увольнения с военной службы оставить его в списках военнослужащих воинской части, нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности решения начальника второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района о снятии административного истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя административного ответчика, следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся обеспечения Белякова жилым помещением через органы местного самоуправления, на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции не влияют.
В силу положений п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент увольнения Белякова с военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров воинских частей включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщали соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантировали предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трёх месяцев. Сведения о постановке на учёт заносились в личные дела военнослужащих - граждан.
Несмотря на то, что Беляков был уволен с военной службы за 1 год до достижения предельного возраста пребывания на ней, каких-либо данных о постановке его на учёт нуждающихся в органах местного самоуправления материалы дела не содержат.
При этом непосредственно после увольнения административного истца с военной службы Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми обеспечение жилым помещением военнослужащих стало осуществляться федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
При этом, вопреки доводам апелляционных жалоб, в целях восстановления жилищных прав административного истца суд первой инстанции обоснованно обязал начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о принятии административного истца и членов его семьи с 25 октября 2002 года на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку именно этот орган, с учётом территориальности, в настоящее время в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" рассматривает вопросы об обеспечении жилыми помещениями по линии Министерства обороны Российской Федерации, а также наделен полномочиями по принятию на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Вопреки доводам административного истца, возложив такую обязанность, суд восстановил нарушенные права Белякова. При этом суд не имел законных оснований возлагать на начальника ФГКУ "ЦРУЖО МО Российской Федерации" обязанность по отмене решения начальника второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района о снятии административного истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, поскольку указанное должностное лицо не наделено такими полномочиями, а также по восстановлению административного истца в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, так как Беляков в этом реестре не состоял.
Доводы сторон административного истца об обратном, с учётом изложенного, а также положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства, нельзя признать состоятельными.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционных жалобах доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Белякова А.К. об оспаривании решения начальника второй Самарской квартирно-эксплуатационной части района о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях и начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в восстановлении его на учёте нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца Белякова А.К., а также представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и указанного учреждения Крюковой С.М.- без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.