Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю. и Сеземова А.А.,
при секретаре Бушуевой Е.Н.
с участием прокурора Соболевского М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
12 мая 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ПАО "ТНС энерго Ярославль" на решение Переславского районного суда Ярославской области от 02 марта 2016 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия ПАО "ТНС энерго Ярославль" по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов г.Переславля-Залесского, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.
Обязать ПАО "ТНС энерго Ярославль" прекратить указанные действия".
Заслушав доклад судьи Сеземова А.А., судебная коллегия
установила:
Переславский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконными действия ПАО "ТНС энерго Ярославль" по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города Переславля-Залесского, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды и обязать ПАО "ТНС энерго Ярославль" прекратить указанные действия.
Требование мотивированы тем, что ПАО "ТНС энерго Ярославль" направляет нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов города Переславля-Залесского счета-квитанции с указанием вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "энергия на общедомовые нужды", получает с граждан платежи за эту услугу. Прокурор полагает, что напрямую ресурсоснабжающая организация взимать плату за услуги на общедомовые нужды, исходя из требований действующего законодательства, не правомочна. Обязанность по начислению и взиманию платы за такие услуги возложена на организации, обеспечивающие непосредственное управление многоквартирными жилыми домами. Ресурсоснабжающие организации не вправе производить и требовать от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные услуги, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку такие организации непосредственно не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество оказанных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Исключением является наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении сверхнормативного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств. Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил порядок согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, которым в удовлетворении исковых требований следует отказать. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального и материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя ПАО "ТНС энерго Ярославль" по доверенности Абатурову Ю.М., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решении суда.
С выводом суда об удовлетворении иска и его мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону - статьям 153-155, 161, 162 ЖК РФ, пунктам 8, 9, 17, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
Материальный закон применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности начисления и взимания платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах города Переславля-Залесского повторяют позицию ответчика, которую он занимал в суде первой инстанции. Все приведенные мотивы тщательно проверены судом, им дана надлежащая оценка в решении, с которой судебная коллегия соглашается.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Положениями части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) в бесспорном порядке установлена недопустимость внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: - при непосредственном управлении многоквартирным домом; - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8 и 9 указанных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что большинство многоквартирных домов на территории города Переславля-Залесского находится в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, выступающих в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутри домовых электрических сетей.
Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ПАО "ТНС энерго Ярославль" в ходе прокурорской проверки и рассмотрения дела не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что ПАО "ТНС энерго Ярославль" в отсутствие правовых оснований производит расчет и требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, и признал требования Переславского межрайонного прокурора законными.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Вопреки доводам жалобы пункт 17 указанных выше Правил не изменяет порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность управляющей организации, ТСЖ, ЖСК (как исполнителя коммунальных услуг) заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе такой коммунальной услуги как электроснабжение, предусмотрена подпунктом "б" пункта 31 Правил и пунктом 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Согласно пунктам 5 и 10 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения. Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В силу пункта 11 названных Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Таким образом, учитывая приведенные выше правовые нормы, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что в отсутствие возможности понуждения исполнителей коммунальных услуг к заключению договора энергоснабжения, ПАО "ТНС энерго Ярославль" производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды тех многоквартирных домов, в отношении которых управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК с ответчиком не заключены договоры о приобретении электроэнергии, как способ защиты своих прав.
Ссылки в апелляционной жалобе на различные определения и решения Верховного Суда РФ по конкретным делам, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку содержат иные юридически значимые обстоятельства, не относящиеся к существу настоящего спора.
По изложенным мотивам судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба в целом не содержит оснований для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Ярославль" на решение Переславского районного суда Ярославской области от 02 марта 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.