Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А.,
административных истцов Зотина А.В., Труфанова А.В., Вшивковой Г.А., Некрасова Е.Н., Милич Л.А., Черепова С.В., Щеголькова Н.С., Красновой Л.В., Политовой Н.Н., Моисеевой С.Ю., Волеговой Л.А., Шнайдер Т.Е., их представителя Степанова В.В., представляющего также интересы Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт",
представителей Правительства Пермского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Парфеновой А.М., Кривченковой Ю.А., Минх Ф.А., Патракеевой О.А.,
представителя некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" Субботиной В.Н.,
представителя администрации города Перми Маматовой В.И.,
представителя администрации Пермского муниципального района Мушавкиной О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 26 апреля 2016 года дело по административному исковому заявлению Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", Зотина А.В., Труфанова А.В., Худа А.А., Кротовой Н.С., Жихаревой З.И., Даниловой Т.В., Даниловой А.А., Самойловских М.Н., Вшивковой Г.А., Селивановой Е.И., Некрасова Е.Н., Милич Л.А., Прошиной А.В., Черепова С.В., Щеголькова Н.С., Красновой Л.В., Политовой Н.Н., Моисеевой С.Ю., Волеговой Л.А., Шнайдер Т.Е. о признании недействующей Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п,
установил:
постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы.
Постановление в первоначальной редакции опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 17, 05.05.2014 года.
Административные истцы обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п (далее - Программа). В обоснование заявления указали, что оспариваемые истцами нормы противоречат действующему Жилищному кодексу Российской Федерации, Закону Пермского края от 11 марта 2014 года N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края", имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании явившиеся в него административные истцы и их представитель Степанов В.В. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, пояснив следующее.
Программа в противоречие с частью 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ не содержит информации о конкретных сроках проведения конкретных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. В то же время Программа возлагает на административных истцов обязанность по проведению всего перечня работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, указанному в Программе, через каждые 10-13 лет, что не является необходимым, даже исходя из минимальных сроков эффективной эксплуатации инженерного оборудования и конструкций многоквартирного дома.
В нарушение пункта 1 части 1 ст. 12 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК) технический учет многоквартирных домов административных истцов на даты, указанные в Программе, фактически не проводился, величина износа домов не определялась, а в Программу были включены не соответствующие действительности сведения о величине износа.
Согласно разделу III Программы суммарная стоимость видов услуг и работ по капитальному ремонту, проведенных в конкретном многоквартирном доме, не может превышать общий объем средств, собранных собственниками помещений в многоквартирном доме за период реализации Программы. Указанное положение противоречит части 4 ст. 179, части 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, части 1 ст. 22, части 6 ст. 23 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК и в целом самой сути способа формирования средств на проведение капитального ремонта путем перечисления взносов собственниками помещений в многоквартирном доме на счет регионального оператора.
Программа не соответствует части 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК, поскольку не предусматривает очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе не учитывает критерии такой очередности.
В дополнительных исковых заявлениях истцы Вшивкова Г.А. и Милич Л.А. указали, что администрацией города Перми не была при подготовке Программы исполнена предусмотренная пунктом 2 части 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ обязанность проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Металлистов, **, ул. Вильямса, **, собственниками квартир в которых они являются. Также не был проведен осмотр данных домов в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, как это предусмотрено частью 2 ст. 14 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК. В нарушение части 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ администрация города Перми не созывала общее собрание собственников помещений в указанных многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Правительство Пермского края в нарушение пункта 4 части 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ не приняло нормативный правовой акт, утверждающий порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Неявившиеся в судебное заседание административные истцы Худа А.А., Кротова Н.С., Жихарева З.И., Данилова Т.В., Данилова А.А., Самойловских М.Н., Селиванова Е.И., Прошина А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители Правительства Пермского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Пермского края и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Представители некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", администрации города Перми, администрации Пермского муниципального района просили отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявленные требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (пункт 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК к полномочиям Правительства Пермского края в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, относится утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, оспариваемая административными истцами Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п, принята указанным органом в пределах полномочий, установленных положениями статьи 168 Жилищного кодекса РФ, и в рамках его компетенции, определенной краевым законодательством.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, указанной нормой предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (часть 1).
Согласно части 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно паспорту оспариваемой региональной Программы, ее целью является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Задачами региональной Программы является проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов; многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края; домов, в которых имеется менее трех квартир.
Приложение к региональной Программе содержит перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества.
Региональной программой установлен срок ее реализации: 2014 - 2044 годы, который поделен на десять трехлетних периодов.
Оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к региональной программе капитального ремонта статьей 168 Жилищного кодекса РФ. В нем содержится адресный перечень многоквартирных домов Пермского края, подлежащих капитальному ремонту, с указанием услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планируемых сроков их проведения.
Ссылка административных истцов на отсутствие в оспариваемой Программе информации о конкретных сроках проведения конкретных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не означает, что Программа противоречит положениям жилищного законодательства.
В силу части 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из части 3 статьи 15 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК, исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает региональный краткосрочный (до трех лет) план реализации региональной программы капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 2 Порядка утверждения краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 18.07.2014 N 645-п, краткосрочные планы утверждаются в целях: реализации региональной программы; уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; определения источников финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту домов, видов и объема государственной и муниципальной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта домов; конкретизации сроков проведения капитального ремонта домов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 12.08.2015 N ** утвержден краткосрочный план реализации региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015-2017 годы, которым установлены конкретные сроки завершения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Исходя из приведенных выше положений частей 1, 2, 7, а также части 4 ст. 168, части 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, программа представляет собой гибкий правовой механизм, который не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта. При этом частью 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ прямо предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Таким образом, жилищное законодательство не предъявляет к региональной программе капитального ремонта требований об установлении в ней конкретных сроков проведения такого ремонта, в нем содержится термин "плановый период" проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Ссылка административных истцов на то, что оспариваемый нормативный правовой акт возлагает на них обязанность по проведению всего перечня работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, указанному в Программе, через каждые 10-13 лет, не является состоятельной.
Как следует из статьи 166 Жилищного кодекса РФ, ею определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и который включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
При этом часть 2 названной статьи Кодекса позволяет субъектам Российской Федерации своими нормативными правовыми актом дополнить указанный перечень услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Частью 2 статьи 17 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК установлено, что дополнительно за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, финансируются услуги и (или) работы по: 1) утеплению фасада; 2) переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу; 3) устройству выходов на кровлю; 4) установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 5) разработке проектной документации в случае, если законодательством Российской Федерации требуется ее разработка; 6) осуществлению строительного контроля; 7) ремонту несущих конструкций многоквартирного дома; 8) устройству или ремонту систем противопожарной автоматики и дымоудаления; 9) устройству или ремонту системы мусороудаления; 10) ремонту балконных плит; 11) ремонту козырьков входных крылец.
Наличие в оспариваемой Программе, а именно в адресном перечне многоквартирных домов Пермского края, подлежащих капитальному ремонту, указания на виды услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества, которые определены статьей 166 Жилищного кодекса РФ и статьей 17 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК не означает, что все те виды услуг (работ), которые указаны в Программе в отношении конкретных домов, будут проведены на этих многоквартирных домах.
Часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 12 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК.
Кроме того, статьей 189 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, либо региональный оператор не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение, которым должны быть определены, в том числе, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; смета расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта (части 4, 5).
Таким образом, для уточнения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме требуется соответствующее решение собственников.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 12 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, и включает в себя помимо перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, следующие сведения о каждом многоквартирном доме: а) адрес; б) год ввода в эксплуатацию; в) величина износа и дата, по состоянию на которую определен износ, по данным технического учета; г) дата приватизации первого жилого помещения.
Административные истцы полагают, что в нарушение указанной нормы краевого закона при принятии Программы технический учет многоквартирных домов административных истцов на даты, указанные в ней, фактически не проводился, величина износа не определялась, а в Программу были включены не соответствующие действительности сведения о величине износа домов.
Согласно части 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из статьи 14 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК, в целях формирования региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, предоставляют в органы местного самоуправления информацию, в том числе о техническом состоянии многоквартирных домов, управление которыми они осуществляют, в порядке, сроках и объеме в соответствии с федеральным законодательством (часть 1).
Органы местного самоуправления проводят осмотр многоквартирного дома в целях оценки его технического состояния и надлежащего технического обслуживания; получают сведения о наличии обращений граждан в связи с недостатками, выявленными в ходе эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме; получают дополнительные документы или информацию о проведенных ранее капитальных ремонтах общего имущества в многоквартирном доме; обобщают поступившую информацию, а также собирают информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. На основании поступившей и собранной информации органы местного самоуправления формируют предложения для проекта муниципального плана капитального ремонта и заносят сведения в электронную базу данных (часть 2).
Региональная программа капитального ремонта формируется на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается Правительством Пермского края (часть 3).
Администрацией города Перми как заинтересованным лицом представлен проект муниципального плана капитального ремонта, который письмом от 28.02.2014 N ** (том 19, л.д. 6-122) был направлен в Правительство Пермского края для включения в региональную программу капитального ремонта 5295 многоквартирных домов на территории города, подлежащих капитальному ремонту общего имущества. Данный проект, как следует из материалов дела, формировался в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК. Так, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, информация о многоквартирных домах, подлежащих включению в региональную программу, размещалась в Единой информационно-аналитической системе энергопотребления Пермского края в электронной форме (т. 21, л.д. 217-232). Технические паспорта на дома и акты технического осмотра домов теми же лицами направлялись в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (том 22, л.д. 1-48).
Аналогичным образом на основании технических паспортов, справок ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" о физическом износе многоквартирных домов, актов визуального осмотра домов (том 19, л.д. 123-134) был сформирован проект муниципального плана капитального ремонта Пермского муниципального района и размещен на сайте муниципального казенного учреждения "Управление благоустройством Пермского района".
Указание административных истцов на отсутствие в Программе информации о степени физического износа и даты, на которую он определен, по некоторым многоквартирным домам не означает, что эти дома не должны были включаться в Программу или подлежат исключению из нее. Так, в силу части 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, что предполагает проведение органами местного самоуправления постоянной работы в целях представления информации о многоквартирных домах, в том числе о степени их физического износа и дат, на которые он определен, в рамках актуализации программы.
Таким образом, исходя из положений ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта является гибким правовым механизмом, правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и их объема, и при наличии к тому оснований - соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации (не реже одного раза в год) и утверждения краткосрочных планов ее реализации, что исключает признание Программы по указанным выше административными истцами доводам недействующей.
Не может повлечь признание оспариваемой Программы недействующей довод административных истцов о несоответствии раздела III Программы ч. 4 ст. 179, ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22, ч. 6 ст. 23 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК в той части, в которой суммарная стоимость видов услуг и работ по капитальному ремонту, проведенных в конкретном многоквартирном доме, не может превышать общий объем средств, собранных собственниками помещений в многоквартирном доме за период реализации Программы.
Внесение взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, согласно части 2 статьи 154, части 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, является обязанностью собственника помещения в многоквартирном доме.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Поскольку срок действия оспариваемой Программы составляет 30 лет (2014-2044 гг.), капитальный ремонт проводится за счет средств, собранных собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за весь период реализации региональной программы.
Часть 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что денежные средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора; при этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Таким образом, как следует из положений части 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 данного Кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Закрепленное в разделе III Программы правило, устанавливающее, что суммарная стоимость видов услуг и работ по капитальному ремонту, проведенных в конкретном многоквартирном доме, не может превышать общий объем средств, собранных собственниками помещений в многоквартирном доме за период реализации Программы, не противоречит вышеуказанным нормам жилищного законодательства, поскольку не означает, что капитальный ремонт в таком доме не будет проводиться в необходимом объеме, предусмотренном Программой. Капитальный ремонт в случае недостаточности собранных собственниками средств будет проведен в соответствии с положениями части 4 ст. 179, ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ вне зависимости от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в доме, а денежные средства, использованные для проведения капитального ремонта за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, должны быть в дальнейшем возвращены.
Кроме того, как следует из части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ, функциями регионального оператора помимо аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, является финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Превышение стоимости услуг и работ по капитальному ремонту в конкретном многоквартирном доме над общим объемом средств, собранных собственниками помещений в многоквартирном доме в фонд капитального ремонта за период реализации Программы, означало бы перераспределение между собственниками помещений в разных многоквартирных домах, которые перечисляют взносы на капитальный ремонт на счет, счета одного и того же регионального оператора, бремени содержания принадлежащего им имущества и порождало бы несовместимые с принципом равенства существенные различия в правовом положении собственников помещений в многоквартирных домах в зависимости от избранного ими способа формирования фонда капитального ремонта.
Суд не находит оснований для вывода о противоречии Программы части 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК, поскольку, по мнению административных истцов, она не предусматривает очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе не учитывает критерии такой очередности.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъектом Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (части 3 и 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из раздела IV Программы, очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Программе на основании критериев, указанных в Законе Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК.
Законом Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК (часть 2 ст. 16) предусмотрены критерии очередности включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта, которая определяется на основании данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов:
1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2) дата последнего проведения капитального ремонта по виду работ (услуг), включенных в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) физический износ многоквартирного дома (в процентах);
4) полнота поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме за последние три года реализации региональной программы.
Пунктом 2 ст. 4 названного Закона предусмотрено, что установление порядка применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе отнесено к полномочиям исполнительного органа государственной власти, осуществляющего выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 28.04.2014 N **утвержден Порядок применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта.
Согласно пункту 5 названного Порядка для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирные дома ранжируются по критериям "Год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома" и "Физический износ многоквартирного дома (в процентах)" начиная с домов с поздним годом постройки и большим физическим износом к многоквартирным домам ранней постройки и наименьшим износом.
Многоквартирные дома, выстроенные в последовательности в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, для установления очередности ремонта вида конструктивного элемента, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, и определения необходимости его ремонта применяется критерий "Дата последнего проведения капитального ремонта по виду работ (услуг), включенных в перечень услуг и (или) работ по капитальному общего в многоквартирном доме", если иной вид ремонта не определен результатами мониторинга технического состояния многоквартирного дома (пункт 6 Порядка).
Из адресного перечня многоквартирных домов Программы усматривается, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах была определена по критериям, предусмотренным статьей 16 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК. При этом основным критерием определения очередности является год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
Ссылка административных истцов на составление Программы в отсутствие сведений о том, требовалось ли проведение капитального ремонта в многоквартирных домах на дату приватизации первого жилого помещения, не влечет признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Определение разработчиком региональной Программы очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома исходя из такого основного критерия, как год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, а также иного учитываемого критерия "физический износ многоквартирного дома (в процентах)", свидетельствует о соблюдении требований части 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, поскольку устанавливает проведение капитального ремонта общего имущества в первоочередном порядке в многоквартирных домах, имевших значительный срок эксплуатации на начало приватизации жилых помещений в Российской Федерации и, соответственно, нуждавшихся в проведении капитального ремонта.
Довод административных истцов о наличии в Программе многочисленных неточных сведений о годах постройки многоквартирных домов, датах приватизации первой квартиры в домах не означает, что региональная программа подлежит безусловному признанию недействующей.
Как уже отмечалось судом, Жилищный кодекс РФ допускает возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, то есть актуализации региональной программы.
Согласно части 7 ст. 14 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК одним из оснований для актуализации региональной программы капитального ремонта является изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома.
Выполнение оспариваемой Программы на территории соответствующего муниципального образования по смыслу части 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ осуществляется на основе утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы. Невключение того или иного многоквартирного дома в краткосрочный план проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в очередном году само по себе не может расцениваться как нарушение прав административных истцов, поскольку они не лишены права в порядке, предусмотренном для актуализации краевой программы, ставить вопрос об изменении очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, никто из административных истцов не заявил в судебном заседании о том, что тот или иной многоквартирный дом, собственником помещений в котором он является, неправомерно не включен в Программу для проведения капитального ремонта в первоочередном порядке. При этом очередность капитального ремонта общего имущества в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте, может быть оспорена в судебном порядке, равно как может быть обжаловано и неисполнение региональной программы капитального ремонта, установившей эту очередность.
Также необходимо отметить, что информация о многоквартирных домах, в том числе о их технических характеристиках, в целях принятия оспариваемой Программы поступала от органов местного самоуправления в форме электронного паспорта жилого дома, предусмотренного Правилами предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1468. Таким образом, информация о многоквартирных домах, содержащая частично технические описки и недостоверные данные, включена в Программу на основании сведений, поступивших, в свою очередь, в органы местного самоуправления от организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Не влечет удовлетворения заявленных требований довод административных истцов Вшивковой Г.А. и Милич Л.А. о том, что администрацией города Перми при подготовке Программы не была исполнена предусмотренная пунктом 2 части 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ обязанность проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Металлистов, **, ул. Вильямса, **, и не был проведен осмотр данных домов в целях оценки их технического состояния.
В силу пункта 2 части 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Такой нормативный правовой акт в Пермском крае принят. Это утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 289-п Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.5 указанного Порядка лицами, ответственными за осмотр технического состояния многоквартирного дома, являются организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами. Орган местного самоуправления муниципального образования является ответственным лицом только в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация по результатам мониторинга, согласно пункту 3.3 Порядка, направляется ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, начиная с 2015 года.
Как следует из части 4 ст. 16 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов учитываются не только при формировании, но и при актуализации региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, поскольку результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов являются основанием для ежегодной актуализации региональной программы, непроведение мероприятий по мониторингу лицами, ответственными за проведение названного мероприятия, не является основанием для не включения многоквартирного дома в региональную программу и не может повлечь признание ее недействующей.
Довод административных истцов Вшивковой Г.А. и Милич Л.А. о том, что Правительство Пермского края в нарушение пункта 4 части 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ не приняло нормативный правовой акт, утверждающий порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не влечет отмену Программы.
В соответствии с частью 4 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Бюджетным законодательством Пермского края средства предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусмотрены. Наличие порядка предоставления субсидий на указанные цели необходимым условием для утверждения региональной программы не является.
Ссылка названных истцов на то, что в нарушение части 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ администрация города Перми не созывала общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Пермь, ул. Металлистов, **, ул. Вильямса, ** для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, не влечет удовлетворения заявленных требований. В силу части 5 названного статьи Кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме и только в случае, если такое решение не было принято орган местного самоуправления осуществляет меры, предусмотренные частью 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ. При этом жилищное законодательство не ставит принятие региональной программы в зависимость от решения указанных вопросов. Кроме того, в силу ст. 173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд полагает установленным, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание не противоречит Жилищному кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", Зотину А.В., Труфанову А.В., Худа А.А., Кротовой Н.С., Жихаревой З.И., Даниловой Т.В., Даниловой А.А., Самойловских М.Н., Вшивковой Г.А., Селивановой Е.И., Некрасову Е.Н., Милич Л.А., Прошиной А.В., Черепову С.В., Щеголькову Н.С., Красновой Л.В., Политовой Н.Н., Моисеевой С.Ю., Волеговой Л.А., Шнайдер Т.Е. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующей Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 29 апреля 2016 года.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.