судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Маймаковой А. И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации МО " Город Астрахань " на решение Советского районного суда г. Астрахани от 10 марта 2016 года, состоявшегося по жалобе на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Астраханской области от 21 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 12. 34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации МО " Город Астрахань ",
установил:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Астраханской области Яковлева А. Н. от 21 декабря 2015 года юридическое лицо - Управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 10 марта 2016 года постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Астраханской области Яковлева А. Н. от 21 декабря 2015 года, оставлено без изменения, жалоба Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации МО " Город Астрахань " - без удовлетворения.
В жалобе Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации МО " Город Астрахань " ставится вопрос об отмене решения суда и постановления административного органа, в обоснование жалобы указано, что считают постановление по делу об административном правонарушении и решение суда незаконными и необоснованными, поскольку не считает себя субъектом вмененного административного правонарушения. Указывая на отсутствие полномочий и выделенных денежных средств на содержание автомобильной дороги по "адрес",(внутридомовая территория) считает, что ОГИББД ошибочно сделало вывод о виновности Управления.
Заслушав представителя Управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " - Слиженкову Т. Н., поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по дорожному надзору ОГИБДД УМВД России по г. Астрахани Яковлевым А. Н. был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке: "адрес" "адрес". В результате осмотра было установлено, что на проезжей части дороги (имеются повреждения асфальтобетонного покрытия ( "данные изъяты".).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " составлен протокол об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица вынесено постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты".
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что юридическое лицо,, являясь ответственным за содержание дорог, не выполнило соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно при содержании автомобильных дорог города Астрахани, по адресу: "адрес" , не организовало проведение своевременных работ по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия проезжей части на 1000 кв. м. покрытия 45.2 кв. м., не приняло мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, чем нарушил пункт 3.1.2 ГОСТ Р 50597-03, ФЗ " Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ", пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Признавая Управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " "адрес" " виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12. 24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , административный орган и суд первой инстанции исходили из того, что в полномочия управления (пункт 2.1.4) входит капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, рассматриваемый участок дороги по "адрес" является придомовой территорией, следовательно, ремонтные работ, касающиеся данного участка дорожного покрытия находятся в ведении управления.
С данными выводами административного органа и суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями Федерального закона " О безопасности дорожного движения " и Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации " дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Администрация муниципального образования " Город Астрахань ", являясь органом местного самоуправления, распределяет исполнение возложенных на нее полномочий среди отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации.
В соответствии с Решением Городской Думы муниципального образования " Город Астрахань " N 79 от 3 сентября 2015 года Администрация города Астрахани наделила управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города полномочиями по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.5. указанного выше решения, У правление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения в части: содержания и текущего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования " Город Астрахань "; взаимодействия с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования на территории муниципального образования " Город Астрахань ".
То есть, обязанность по содержанию автомобильный дорог местного значения в границах муниципального образования " Город Астрахань ", в том числе и дорог, расположенных на дворовых территориях, возложена на управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города, как на отраслевой орган местного самоуправления. Управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " является лицом, ответственным за строительство, капитальный ремонт и реконструкцию дорог.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года " Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " детализирует понятия: капитальный ремонт автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги.
В соответствии с пунктами 10-12 статьи 3 указанного выше закона:
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Таким образом, полномочия органа местного самоуправления в части дорожной деятельности распределены между двумя управлениями администрации:
Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству - обеспечивает содержания и текущий ремонт автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования " Город Астрахань "" то есть исполняет полномочия ОМС в части ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения.
Управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО " Город Астрахань " - обеспечивает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования " Город Астрахань " то есть исполняет статью 16 Закона о безопасности дорожного движения.
Нельзя согласиться с выводом вывод суда, что в обязанности инспектора не входит определение значения ремонта, поскольку изначально при составлении протокола инспектор ГИБДД уже определил, что необходимо устранить повреждения покрытия проезжей части дороги на "данные изъяты"., путем поддержания надлежащего технического состояния дороги и сослался на статью 17 Закона о безопасности дорожного движения, которая определяет порядок содержания автомобильных дорог. Также инспектор установил, что юридическим лицом ответственным за содержание дорог является управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города.
Однако устранение повреждений "данные изъяты". покрытия в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ " Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности ", ГОСТ Р 50597-93, раздела 6 пункта 2 подпунктов в, ж Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к содержанию автомобильной дороги.
При этом дворовая территория также относится к автомобильным дорогам общего пользования, поскольку законодательно данное понятие нигде не закреплено и было указано инспектором ОГИБДД для конкретизации нахождения автомобильной дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая, что дорога по "адрес" не находится на балансе Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " , не закреплена за Управлением на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и полномочиями по содержанию дорог управление не наделено, следовательно управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " не является и не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
В действиях Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике Администрации МО " Город Астрахань " отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Положением об управлении по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО " Город Астрахань " не предусмотрены полномочия по содержанию автомобильных дорог города. Управление не наделено органом местного самоуправления по исполнению статьи 17 Закона об автомобильных дорогах. В связи с чем, вывод инспектора ОГИБДД и Советского районного суда г. Астрахани, что управление является лицом ответственным за содержание дорог, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Астраханской области от 21 декабря 2015 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 10 марта 2016 года о привлечении Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации МО " Город Астрахань " к административной ответственности по статье 12. 34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации МО " Город Астрахань " по статье 12. 34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить.
судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.