Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Непубличного акционерного общества "Астрахань Эко Сервис" по доверенности Тулегеновой О.Ш. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 февраля 2016 года по делу о привлечении Непубличного акционерного общества "Астрахань Эко Сервис" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за нефтегазодобычей и общепромышленному надзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ Непубличное акционерное общество "Астрахань ЭкоСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 16 февраля 2016 года постановление о привлечении Непубличного акционерного общества "Астрахань ЭкоСервис" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Непубличного акционерного общества "Астрахань ЭкоСервис" - без удовлетворения.
В жалобе представитель Непубличного акционерного общества "Астрахань Эко Сервис" по доверенности Тулегенова О.Ш. ставит вопрос об изменении постановления суда и уменьшении суммы административного штрафа в связи с тяжелым материальным положением предприятия. Указывает, что заявителем представлена справка о затратах, согласно которой ежемесячные платежи на производственную деятельность предприятия составляют "данные изъяты". рублей.
Доложив дело, исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Санкция указанной статьи предусматривает административное наказание в отношении юридических лиц: штраф - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются правоотношения, связанные с соблюдением субъектами, вступающими в данные отношения, требований и правил законодательства в области промышленной безопасности.
Объективная сторона выражается в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В законе дается понятие требований промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу статьи 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нижне-Волжского управление Ростехнадзора провело внеплановую выездную проверку в отношении Непубличного акционерного общества "Астрахань Эко Сервис". По результатам проверки установлено, что общество не обеспечило выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "Сеть газопотребления НПАО "АстраханьЭкоСервис" (раздел 11) класс опасности III , а именно: директор либо иное ответственное должностное лицо Непубличного акционерного общества "Астрахань Эко Сервис" на момент проведения проверки не прошло аттестацию.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Согласно Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года N 37, подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (пункт 3). Аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций (пункт 10), первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность, при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации, при переходе из одной организации в другую (пункт 12).
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что директор либо иное ответственное должностное лицо организации на момент проведения проверки не прошли аттестацию, что является нарушением требований части 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года N 37 в части прохождения первичной аттестации в течение месяца с момента назначения на должность.
На основании статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вина Непубличного акционерного общества "Астрахань ЭкоСервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается представленными доказательствами, которые суд оценил по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, суд правомерно пришел к выводу о нарушении юридическим лицом требований законодательства в области трудового законодательства, в связи с чем, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Между тем, по делу имеются основания для изменения постановления административного органа и решения судьи в части назначенного правонарушителю административного наказания.
Согласно частей 3.2., 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что уменьшение размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является прерогативой суда, производится с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств.
В подтверждение тяжелого материального положения предприятия представлена справка о расходах Непубличного акционерного общества "Астрахань ЭкоСервис". Также представлены доказательства устранения выявленных нарушений закона. При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению. Оно может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела, устранения выявленных нарушений, отсутствия негативных последствий подлежит снижению ниже низшего предела до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 февраля 2016 года и постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за нефтегазодобычей и общепромышленному надзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 22 декабря 2015 года в отношении Непубличного акционерного общества "Астрахань Эко Сервис" изменить в части размера назначенного административного штрафа. Назначить Непубличному акционерному обществу "Астрахань Эко Сервис" административный штраф в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части постановление о назначении административного наказания и судебный акт оставить без изменения.
Мотивированное решение составлено 6 мая 2016 года.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Сорокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.