Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Малиновской А.Л.,
судей Жилкиной Е.М., Ринчинова Б.А.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шолховой И.А. к Министерству труда и занятости Иркутской области, областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы, признании права на пенсию по выслуге лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет,
по апелляционным жалобам Шолоховой И.А. и Министерства труда и занятости Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Шолохова И.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и занятости Иркутской области, областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску", в обоснование требований указала, что (дата изъята ) обратилась в областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" с заявление о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Уведомлением (номер изъят) от (дата изъята ) истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет, по причине отсутствия права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области N152-оз от 29.12.2007 "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Считает данный отказ незаконным, поскольку условия для назначения пенсии за выслугу лет истцом соблюдены: она более 20 лет замещала должности областной гражданской службы; непосредственно перед увольнением с областной гражданской службы (дата изъята ) замещала должность областного гражданского служащего более 12 месяцев; уволилась с гражданской службы по собственной инициативе переводом в отделение Пенсионного фонда по Иркутской области; страховая пенсия по старости ей назначена с (дата изъята ).
В соответствии с ответом Министерства труда и занятости (номер изъят) от (дата изъята ) в стаж областной гражданской службы зачтено только 7 лет 15 дней. Полагает в стаж необоснованно не включен период ее работы в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения Иркутского облисполкома со (дата изъята ) по (дата изъята ) и с (дата изъята ) по (дата изъята ) в должностях заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника Центра по начислению и выплате пенсий.
В связи с изложенным, Шолохова И.А. просила суд признать незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет (номер изъят) от (дата изъята ); включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области", периоды ее работы со (дата изъята ) по (дата изъята ) и с (дата изъята ) по (дата изъята ) в должностях заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника Центра по начислению и выплате пенсий; признать за ней право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с указанным выше Законом; обязать областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" назначить ей пенсию за выслугу лет с даты обращения, то есть с (дата изъята ).
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2016 года исковые требования Шолоховой И.А. удовлетворены частично.
На Министерство труда и занятости Иркутской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" периоды работы Шолоховой И.А. со (дата изъята ) по (дата изъята ), с (дата изъята ) по (дата изъята ) в Центре по начислению и выплате пенсий. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и занятости Иркутской области Моргач Д.А. просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что периоды работы Шолоховой И.А. со (дата изъята ) по (дата изъята ), с (дата изъята ) по (дата изъята ) в Центре по начислению и выплате пенсий, не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку Центр по начислению и выплате пенсий не входил в состав органов исполнительной власти Иркутской области и не являлся организацией, осуществляющей отдельные функции государственного управления.
В апелляционной жалобе Шолохова И.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что все необходимые условия для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные Законом Иркутской области от 29.12.2007 N 152-оз "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" ею соблюдены.
Не согласна с выводом суда о том, что увольнение переводом по статье 29 КЗоТ РФ, областным законодательством, регулирующим назначение пенсии за выслугу лет, не предусмотрено, поскольку ее увольнение с областной гражданской службы относится к п. 3 ч. 1 статьи 33 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной службе в РФ" (расторжение служебного контракта по инициативе гражданских служащих). Вместе с тем, данные обстоятельства не могут служить основаниями для лишения права на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку до расторжения трудового договора она исполняла обязанности областного гражданского служащего необходимый период времени.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения истца Шолоховой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г.Иркутску" Ивановой Л.И., полагавшей решение законным, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционных жалоб, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункта 16 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 04 апреля 2008 года N 3-ОЗ "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области" в стаж областной государственной гражданской службы включаются периоды работы в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе в областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах, а также периоды работы в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе в период с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата изъята ) Шолохова И.А. обратилась в областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" с заявление о назначении пенсии по выслуге лет.
Распоряжением областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" (номер изъят) от (дата изъята ) Шолоховой И.А. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, по причине отсутствия права на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области N 152-оз от 29.12.2007 "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Из ответа Министерства труда и занятости Иркутской области от (дата изъята ) следует, что стаж областной государственной гражданской службы Шолоховой И.А. составляет 07 лет 15 дней. В стаж областной государственной службы не включены периоды работы Шолоховой И.А. в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения Иркутского облисполкома со (дата изъята ) по (дата изъята ) и с (дата изъята ) по (дата изъята ) в должностях заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника Центра по начислению и выплате пенсий.
Согласно решению Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 21 октября 1980 года N 518 во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 19 мая 1969 года N 312 "Об улучшении организации работы в органах социального обеспечения РСФСР" исполком областного Совета народных депутатов решилорганизовать в г. Иркутске Центр по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома.
Таким образом, Центр по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома был учрежден Исполнительным комитетом Иркутского областного Совета народных депутатов и находился в составе органов исполнительной власти Иркутской области. Состоял на бюджете исполнительной власти Иркутской области, его преобразования произведены властными полномочиями исполнительной власти Иркутской области, Центр всегда входил в структуру органов, осуществляющих социальное обеспечение населения.
В соответствии с Положением о Центре по начислению и выплате пенсий и пособий Управления социальной защиты населения администрации Иркутской области, основными задачами Центра являются: обеспечение своевременного и правильного начисления и выплаты пенсий и пособий в Иркутской области в соответствии с действующим законодательством. Центр по начислению и выплате пенсий и пособий содержится за счет областного бюджета, является юридическим лицом.
Распоряжением Губернатора Иркутской области (номер изъят)-р от (дата изъята ) в связи с неготовностью администрации г. Иркутска взять на себя функции выплаты пенсий и пособий Центр по выплате пенсий и пособий по г. Иркутску сохранен до (дата изъята ) в составе Управления социальной защиты населения администрации Иркутской области без права юридического лица.
Разрешая спор и включая названные периоды работы в стаж государственной гражданской службы Иркутской области Шолоховой И.А., суд исходил из того, что Шолохова И.А. в периоды работы с (дата изъята ) по (дата изъята ), с (дата изъята ) по (дата изъята ) занимала должности в Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, который был учрежден Исполнительным комитетом Иркутского областного Совета народных депутатов и находился в составе органов исполнительной власти Иркутской области, состоял на бюджете исполнительной власти Иркутской области, его преобразования произведены властными полномочиями исполнительной власти Иркутской области, Центр всегда входил в структуру органов, осуществляющих социальное обеспечение населения.
В связи с тем, что в спорные периоды Шолохова И.А. осуществляла трудовую деятельность в органе в составе исполнительной власти Иркутской области, осуществлявшим отдельные функции государственного управления, то данные периоды подлежат включению в стаж государственной гражданской службы Иркутской области, дающий право па назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Иркутской области.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области N 152-оз от 29.12.2007 "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" граждане, замещавшие должности государственной гражданской службы области, при наличии стажа государственной гражданской службы области не менее пятнадцати лет и замещении должности областной гражданской службы не менее двенадцати полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с областной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судом установлено, что Шолохова И.А. является получателем страховой пенсии по старости с (дата изъята ).
Из трудовой книжки истца усматривается, что Шолохова И.А. на основании приказа (номер изъят)/л от (дата изъята ) была уволена из Иркутского областного центра по начислению и выплате пенсий и пособий переводом в Управление социальной защиты населения администрации Иркутской области.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание исчерпывающий перечень оснований увольнения с областной гражданской службы граждан замещавших должности государственной гражданской службы, при которых государственные гражданские служащие Иркутской области имеют право на назначение и выплату пенсий за выслугу лет в совокупности, и установив, что истец была уволена с гражданской службы переводом в другое учреждение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Шолоховой И.А. не имеется права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области N 152-оз от 29 декабря 2007 года "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Согласно КЗоТ РФ перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность предусматривался в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора (контракта) (п. 5 ст. 29) наряду с увольнением по собственному желанию (ст. 31).
Следовательно, доводы апелляционной жалобы истца об имевшем место увольнении по инициативе работника (собственному желанию), не могут быть признаны правильными, поскольку увольнение Шолоховой И.А. в порядке перевода произведено в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, на основании ее личного заявления и ею не оспаривалось.
Определение же условий назначения пенсии по выслуге лет государственным служащим субъектов Российской Федерации, является прерогативой законодателя указанных субъектов, которые в данном случае не предусмотрели возможность назначения пенсии по выслуге лет, уволенным с гражданской либо муниципальной службы по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ (в настоящее время п. 5 ст. 77 ТК РФ), либо на основании пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона N 17-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы ответчика судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Суд первой инстанции установил, что Центр по выплате пенсий и пособий, который был учрежден Исполнительным комитетом Иркутского областного Совета народных депутатов, всегда находился в составе органов исполнительной власти Иркутской области, финансировался за счет областного бюджета, все его преобразования произведены в рамках исполнения полномочий исполнительной власти, Центр всегда находился в структуре органов, осуществляющих социальное обеспечение населения.
Такой вывод суд сделал из содержания решения Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов (номер изъят) от (дата изъята ) "Об организации Центра по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома", положения о Центре, распоряжения губернатора Иркутской области (номер изъят)-р от (дата изъята ) о сохранении Центра до (дата изъята ) в составе управления социальной защиты населения администрации Иркутской области.
Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом судебная коллегия учитывает, что законодательство не содержит конкретный перечень учреждений и организаций, работа в которых засчитывается в стаж областной государственной службы.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб не опровергают правильные выводы суда по существу спора, и не могут послужить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий А.Л. Малиновская
Судьи Е.М. Жилкина
Б.А. Ринчинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.