Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Стефанкова Д.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
с участием прокурора Нарижняк О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Иркутска к Соколовой И.В., Ураковой Е.В. о прекращении права общей долевой собственности, выселении, признании права общей долевой собственности
по апелляционной жалобе истца администрации города Иркутска
на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 15 декабря 2015 года,
установила:
администрация г. Иркутска в обоснование заявленных требований указала, что собственниками трехкомнатной квартиры общей площадью 62,1 кв.м., в том числе жилой площадью 45,4 кв.м., расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, (номер изъят), являются Соколова И.В., Уракова Е.В. по 1/2 доле каждый.
В соответствии с актом от 30.09.2005 N 27 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, отнесен к категории непригодных для проживания и согласно постановлению администрации города Иркутска от 24.04.2013 N 031-06-841/13-1 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Иркутска в 2013-2016 г.г. в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановлению Правительства Иркутской области от 29.05.2013 N 199-пп (ред. от 03.04.2015) "Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах" указанный многоквартирный дом, включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда г. Иркутска, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу.
Для переселения в другое жилое помещение Соколова И.В., Уракова Е.В. были уведомлены, что в счет возмещения стоимости изымаемого жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, (номер изъят) общей площадью 62,1 кв.м. администрация города Иркутска готова предоставить трехкомнатную квартиру по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 118/2, кв. 92, общей площадью 64,4 кв.м.
Жилое помещение по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, (номер изъят) ответчики до настоящего времени добровольно не освободили.
На основании изложенного, администрация г. Иркутска просила выселить Соколову И.В., Уракову Е.В. из трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, (номер изъят), общей площадью 62,1 кв.м. с предоставлением трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 118/2, кв. 92, общей площадью 64,4 кв.м.; прекратить право общей долевой собственности Соколовой И.В., Ураковой Е.В. на указанную квартиру; признать за Соколовой И.В., Ураковой Е.В. право общей долевой собственности по 1/2 доле на квартиру, расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 118/2, кв. 92, общей площадью 64,4 кв.м.
Решением суда от 15.12.2015 в удовлетворении иска администрации г. Иркутска отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска Власова Т.А., действующая на основании доверенности от 06.10.2015 сроком до 30.09.2016, просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам его незаконности и необоснованности и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. При этом указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что региональной адресной программой "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах" определен способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Выкуп жилых помещений у собственников жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, данной программой не предусмотрен.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле, Мещерякова М.В. просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще (л.д. 143-146), в заседание судебной коллегии не явился истец, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявлял, об уважительности причин неявки не уведомил.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., объяснения ответчика Соколовой И.В., Ураковой Е.В., их представителя Рженева С.Н., действующего на основании доверенностей от 15.09.2015, заключение прокурора Нарижняк О.Н., выразивших согласие с решением суда, полагавших его законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и удовлетворении жалобы.
Судом установлено, что Соколова И.В., Уракова Е.В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан N23731 от 27.05.2002 являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, (номер изъят), общей площадью 62,1 кв.м.
На основании акта об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания N 27 от 30.09.2005 жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1 отнесен к категории непригодных для проживания ввиду его аварийности и экономической нецелесообразности устранения дефектов.
Согласно постановлению администрации города Иркутска от 24.04.2013 N 031-06-841/13-1 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Иркутска в 2013-2016 года в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда г. Иркутска, признанных до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу.
15.11.2014 администрацией г. Иркутска в адрес ответчиков было направлено уведомление с предложением в счет выкупной цены за изымаемое жилое помещение по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 27/1 (номер изъят), предоставить благоустроенную квартиру по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 118/2 кв. 92 (общая площадь 64? 4 кв.м.), осмотром квартиры и оформлением документов на заселение в связи с отнесением дома по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, 27/1 к категории непригодных для проживания и ссылкой на ст. 32 ЖК РФ.
Уведомление Ураковой Е.В. было получено 02.12.2014.
Рыночная стоимость недвижимого имущества - квартиры по адресу: г. Иркутск, ул. Лыткина, д. 27/1, (номер изъят), общей площадью 62,1 кв.м. согласно отчету N2188 от 29.09.2015 составляет 2410000 руб.
Конституционное право граждан РФ на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 года N 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно положениям ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.05.2013 N 199-пп "Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2017 годах" утверждена региональная адресная программа Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2017 годах".
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-3, 5-9 данной статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" требование органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Верховным Судом РФ также разъяснено, что если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации его выкуп.
При этом именно собственнику изымаемого жилого помещения принадлежит право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Разрешая заявленные требования, и установив, что в порядке, определенном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчику истцом не предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру, а соглашение о предоставлении ответчику другого жилого помещения взамен изымаемого между сторонами не достигнуто, суд пришел к обоснованному выводу об отказе администрации г. Иркутска в удовлетворении иска, поскольку в силу требований указанных норм действующего законодательства, на государственные органы власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается именно обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, тогда как обеспечение собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением возможно только по соглашению сторон, а не на основании распорядительных действий указанных органов.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, не нарушив требования ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.
Нарушения судом норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, которые оценены судом первой инстанции в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ и к неверному толкованию норм материального права. Оснований для иной правовой оценки спорных правоотношений, указанных в апелляционной жалобе судебная коллегия не находит, поскольку таковая оценка основана на ошибочном применении норм материального права и субъективном понимании автором жалобы значимых для дела обстоятельств.
Таким образом, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 15 декабря 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.С. Гуревская
Судьи: Д.В. Стефанков
Н.А. Сальникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.