Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Стефанкова Д.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Ангарска в защиту социальных прав инвалида Савельевой М.Р. к Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности по устранению нарушенных прав инвалида
по частной жалобе Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 января 2016 года об удовлетворении заявления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о замене ответчика (должника) по гражданскому делу в рамках исполнительного производства,
установила:
представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Ткачёва Ю.Ю. обратилась в Ангарский городской суд с заявлением о замене ответчика (должника) по решению суда по данному делу, указав, что решением суда на Управление возложена обязанность по устранению нарушений прав инвалида Савельевой М.Р. по обеспечению санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями до 31.12.2014. Савельевой М.Р. предлагались санаторно-курортные путевки с различными сроками заезда. За получением путевок Савельева М.Р. не явилась, от получения санаторно-курортных путевок отказалась по семейным обстоятельствам. Кроме того, с 01.01.2015 полномочия по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение на территории Иркутской области осуществляет ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. В связи с передачей полномочий у Министерства отсутствует финансирование на обеспечение инвалидов путевками, в бюджете Иркутской области финансирование на данные расходы не предусмотрены. Обеспечить Савельеву М.Р. путевкой в срок до 31.12.2014 не представилось возможным по независящим от Управления причинам. На основании ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" заявитель просила произвести замену стороны ответчика по гражданскому делу в рамках исполнительного производства с Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району на Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение ФСС РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ангарска Забабурина В.Д., действующая на основании прав по должности, полагала заявление подлежащим удовлетворению.
Савельева М.Р. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
В судебное заседание представитель заявителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Представитель заявителя Ткачёва Ю.Ю. представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебное заседание представитель Межрайонного Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N4 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Представитель Джугашвили Е.Б., действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ГУ Иркутское региональное отделение ФСС РФ Токарева Ж.В., действующая на основании доверенности, поддержала письменные возражения. Суду дополнила, что Фонд не является преемником Управления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом, а не в порядке правопреемства, просила в удовлетворении заявления отказать. Кроме того, указала, что имеются основания для прекращения производства по заявлению, так как ранее аналогичное заявление было рассмотрено судом.
Судебный пристав-исполнитель Ангарского РОСП УФССП по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Определением суда от 22.01.2016, с учетом определения суда от 01.04.2016 об исправлении описки, заявление удовлетворено произведена замена ответчика (должника) по решению Ангарского городского суда от 27.11.2014 по гражданскому делу N 2-5647/2014 по иску прокурора города Ангарска, в защиту социальных прав инвалида Савельевой Мальвины Ростиславовны, к Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности по устранению нарушенных прав инвалида с Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области на Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение ФСС РФ.
В частной жалобе директор Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение ФСС РФ Янсон В.В. просит определение суда от 22.01.2016 отменить по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указывает доводы возражений на заявление Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области о замене ответчика (должника) по гражданскому делу в рамках исполнительного производства. Замена ответчика по гражданскому делу противоречит нормам материального и процессуального права (ст. 44 ГПК РФ). Суд не учел, что отказ Правительства Иркутской области от реализации Соглашения, и передача с 01.01.2015 полномочий по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение, а также проезда к месту лечения и обратно Отделению Фонда, не является основанием для процессуального правопреемства. Отделение Фонда не является правопреемником Министерства, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами и подзаконными актами, а не в порядке правопреемства. Доказательства наличия оснований для правопреемства, предусмотренных ст. 44 ГПК РФ, заявителем не представлены. Вывод суда о правопреемстве основан только на том факте, что 10.09.2014 Министерством и Отделением Фонда было заключено Соглашение N53-57-861/14-14/453 по вопросам передачи информации (баз данных, документов, личных дел и иных сведений). Данное Соглашение заключено в целях обеспечения взаимодействия по информационному обмену сведениями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение, а также проезда к месту лечения и обратно.
Предметом Соглашения является не передача полномочий по неисполненным Министерством обязательствам прошлых периодов, а лишь сотрудничество по вопросам передачи информации, необходимой для осуществления Отделением Фонда организации оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты льготной категории граждан с 01.01.2015. Выделенные в 2015 году и последующих годах из федерального бюджета средства могут быть использованы только по целевому назначению, для исполнения обязательств, возникших с 01.01.2015. При этом указывает, что вопрос о правопреемстве ранее уже был разрешен. Судом не учтено, что возложение на Отделение Фонда обязанностей ответчика (должника) влечет нарушение прав других инвалидов, состоявших на учете в Отделении Фонда.
В возражениях на частную жалобу участвующий в деле прокурор Забабурина В.Д., представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Ткачёва Ю.Ю., действующая на основании доверенности, просят определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела по частной жалобе судом апелляционной инстанции извещены (л.д. 43-46).
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 333 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по частной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., объяснения представителя ГУ - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Токаревой Ж.В., поддержавшей доводы частной жалобы, полагавшей определение суда подлежащим отмене, прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей определение суда законным и не подлежащим отмене, изучив дело, проверив законность и обоснованность определения суда исходя из доводов частной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене определения не находит.
Порядок процессуального правопреемства определен статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательстве) суд допускает замену этой стороны правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В силу ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с частью 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой (глава 2 Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктами 3.8., 3.9. раздела III. "Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" от 29.12.2004 N 328, утвержденного в целях реализации статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обязанность предоставления санаторно-курортной путевки возложена на Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда Иркутской области от 27.11.2014 удовлетворен иск прокурора города Ангарска, в защиту социальных прав инвалида Савельевой М.Р., к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району. На Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району возложена обязанность, устранить допущенное нарушение прав инвалида Савельевой М.Р. обеспечив её санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями до 31.12.2014.
Дав анализ действующему законодательству, регулирующему спорные отношения, Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2100-р, в соответствии с п. 2 ст. 1 которого переданные федеральные полномочия в части обеспечения проживающих в Иркутской области лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации и услугами, включенными в Федеральный перечень, осуществлялись с 2010 года Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
Установив, что с 01.01.2015 с Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области сняты полномочия, связанные с выделением путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам. С 01.01.2015 обязанность по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение несет ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, суд сделал правильный вывод, что имело место материальное правопреемство.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что актом приема-передачи от 24.12.2014 филиал N8 ГУ Иркутского регионального отделения ФСС РФ получил от Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району сведения о состоящих на учете заявлениях граждан о предоставлении санаторно-курортных путевок и сведения о выданных путевках, в том числе Савельевой М.Р., суд пришел к выводу о сохранении права Савельевой М.Р. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за период установленный решением суда, правильно применив положения ст. ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328.
Удовлетворяя заявление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о замене ответчика (должника) правопреемником, суд правильно исходил из доказанности материального правопреемства, перехода прав и обязанностей ответчика (должника) по данному делу Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области - лицу, не принимавшему участие при рассмотрении данного дела - ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, отсутствия оснований для освобождения правопреемника от исполнения перешедших к нему обязанностей.
При этом суд правильно указал, что отсутствие у Иркутского регионального отделения ФСС РФ в период 2010-2014 года полномочий по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение, а также выделение денежных средств на предоставление путевок указанным гражданам в 2010-2014 годах Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области не влечет освобождение правопреемника от исполнения обязательств Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
Функции по обеспечению льготных категорий граждан мерами социальной поддержки за счет средств федерального бюджета возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации в силу прямого действия закона и лишь временно передавались Министерству социального развития опеки и попечительства. Правопреемство от Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации основано на законе.
Доводы частной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств, не могут служить основанием для отмены определения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм закона, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
Вопросы финансирования обеспечения граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение в 2010-2014 годах не имеют правового значения для рассмотрения вопроса о правопреемстве и на законность и обоснованность определения суда не влияют.
Довод частной жалобы, о наличии оснований для прекращения производства по заявлению в связи с наличием ранее вынесенного судебного определения основан на неверном толковании норм процессуального права (абз. 3 статьи 220 ГПК РФ), мотивированно отвергнут судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах определение суда, проверенное по доводам частной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит, а частная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
определение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 января 2016 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи Д.В. Стефанков
Н.А. Сальникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.