Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания М.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Зайцевой С.А., представителей: Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации - Тихоновой Т.В., Службы по тарифам Иркутской области - Саган А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-57/2016 по административному исковому заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29 октября 2015 года N299-спр "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго" (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований ПАО "Иркутскэнерго" указало, что обществом заявлены тарифы на подачу и (или) уборку вагонов (перевозку грузов) в размере (данные изъяты) рублей за один тонно-километр, за маневровую работу, не связанную с подачей и (или) уборкой вагонов, выполняемую по отдельному требованию грузовладельцев - (данные изъяты) рублей за один час маневровой работы. Экономически обоснованная необходимая валовая выручка по расчету ПАО "Иркутскэнерго" составила (данные изъяты) рублей, в том числе (данные изъяты) рублей - затраты по арендной плате.
Службой по тарифам Иркутской области при установлении оспариваемым приказом на транспортные услуги включены расходы по арендной плате только на сумму (данные изъяты) рублей.
Экспертом приняты расходы на аренду имущества в размере (данные изъяты)рублей, исходя из первоначальной балансовой стоимости имущества по данным ФГУП, сроков полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 и налога на имущество. Расчет расходов на аренду имущества произведен аналогично принципам определения затрат на аренду основных средств при ценообразовании в сфере теплоснабжения и электроэнергетики.
Административный истец не согласен с применением такой аналогии, поскольку действующее законодательство при установлении тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, не предусматривает возможности произвести расчет расходов на аренду имущества аналогично принципам определения затрат на аренду основных средств при ценообразовании в сфере теплоснабжения и электроэнергетики.
Просит суд признать недействующим Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29 октября 2015 года N299-спр "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго" (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях.
В судебном заседании представитель ПАО "Иркутскэнерго" Тихонова Т.В. исковые требования поддержала.
Представитель Службы по тарифам Иркутской области Саган А.В. исковые требования не признал, поддержав свою правовую позицию, изложенную в письменных возражениях на административный иск.
Изучив материалы дела, обозрев материалы тарифного дела, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Зайцеву С.А., суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Служба по тарифам Иркутской области (далее Служба по тарифам, тарифный орган) является органом исполнительной власти Иркутской области, осуществляющим контроль в области регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (подпункт 32 пункта 5 Положения о службы по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-пп).
Приказом от 29 октября 2015 года N 299-спр тарифным органом установлен и введен в действие с 30 октября 2015 года предельный максимальный уровень тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго" (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях в размерах:
1) маневровая работа локомотива, не связанная с подачей и (или) уборкой вагонов, а выполняемая по отдельному требованию грузовладельцев - 2752, 61 рубль за 1 час маневровой работы локомотива;
2) подача и (или) уборка вагонов (перевозка грузов) - 16,04 рублей за 1 тонно-километр.
Данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, официально опубликованным 30 октября 2015 года в общественно-политической газете "Областная" N 123 (1439).
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации вправе определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Согласно данному перечню субъекты Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе, транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На территории Иркутской области государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, осуществляется на основании Положения о государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 6 декабря 2010 года N 320-пп (далее Положение).
Согласно пункту 23 Положения установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги производится регулирующим органом на основании заявления субъекта регулирования с приложением документов, перечень которых приведен в пункте 25 Положения.
Пунктом 29 Положения регламентировано, что рассмотрение заявления об установлении (пересмотре) тарифов на транспортные услуги осуществляется в месячный срок с момента получения заключения регулирующим органом документов, предусмотренных пунктом 25 Положения, в полном объеме.
ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на транспортные услуги "дата изъята" с представлением документов в подтверждение своих расчетов.
Письмом от "дата изъята" Служба по тарифам запросила дополнительные материалы, необходимые органу регулирования для расчета необходимой валовой выручки и установления тарифов, которые были представлены ПАО "Иркутскэнерго" "дата изъята".
При расчете тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго", применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 8 Положения расчет тарифов на транспортные услуги с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) осуществляется регулирующим органом на основании представленных субъектами регулирования расчетных материалов.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 11 Положения в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций (расходы, связанные с оказанием транспортных услуг), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (относимые на прибыль после налогообложения).
Пунктом 12 Положения регламентировано, что расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций (расходы, связанные с оказанием транспортных услуг), включают группу расходов, в том числе и расходы на оплату услуг, оказываемых субъекту регулирования.
"дата изъята" Служба по тарифам направила в адрес ПАО "Иркутскэнерго" экспертное заключение (данные изъяты) для ознакомления и представления возражений в срок до "дата изъята".
Как следует из раздела (данные изъяты) экспертного заключения (данные изъяты) ПАО "Иркутскэнерго" расходы по аренде имущества (имущество Российской Федерации, находящееся в хозяйственном ведении ФГУП К.), в том числе по аренде локомотивов, железнодорожных путей, зданий и сооружений, определены в размере (данные изъяты) рублей. Службой по тарифам приняты в базовом периоде расходы на аренду имущества (данные изъяты) рублей, поскольку договор аренды зданий, сооружения и железнодорожных путей "номер изъят" от "дата изъята" (данные изъяты) был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Иркутской области "дата изъята" и при расчете за основу принят срок в (данные изъяты) месяцев.
"дата изъята" ПАО "Иркутскэнерго" представило возражения, одновременно сообщив об увеличении арендодателем арендной платы. Общество просило тарифный орган учесть расходы на аренду имущества уже в размере (данные изъяты)рублей, в том числе аренда железнодорожных путей по договору "номер изъят" от "дата изъята" (данные изъяты) - (данные изъяты)рублей, по договору "номер изъят" от "дата изъята" (данные изъяты) - (данные изъяты)рублей; аренда сооружений и железнодорожных путей по договору "номер изъят" от "дата изъята" (данные изъяты) - (данные изъяты)рублей, аренда локомотивов - (данные изъяты)рублей.
Службой по тарифам "дата изъята" запросила у субъекта регулирования дополнительную информацию к расчету арендной платы, в том числе сведения о первоначальной, остаточной стоимости федерального имущества, используемого в 2015 году для оказания ПАО "Иркутскэнерго" транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях станции Химическая, начисленном амортизационном износе и размере налога на имущество за первый и второй кварталы 2015 года, по представлению которой подготовлено дополнение к экспертному заключению, направленное в адрес ПАО "Иркутскэнерго" "дата изъята".
Согласно названному дополнению эксперт счел возможным принять расходы общества по аренде имущества только в размере (данные изъяты) рублей, исходя из первоначальной балансовой стоимости имущества по данным арендодателя, сроков полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1, и налога на имущество. При этом эксперт указал, что расчет расходов на аренду имущества произведен аналогично принципам определения затрат на аренду основных средств ценообразования в сферах теплоснабжения и электроэнергетики.
Действительно, специальный Федеральный закон, который определял бы правоотношения в области государственного регулирования цен (тарифов) при предоставлении транспортных услуг, в том числе, на подъездных железнодорожных путях, отсутствует.
Как указано выше, Положение, утвержденное Правительством Иркутской области в силу предоставленных полномочий, только предусматривает, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В положение отсутствуют нормы о порядке расчета расходов на аренду имущества. Отдельный нормативный правовой акт в Иркутской области, который бы регулировал данные вопросы, отсутствует. Однако отсутствие методики и регламента регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа не может являться препятствием для исполнения законодательно установленной обязанности уполномоченного органа по установлению тарифа исходя из принципа экономической обоснованности.
Вместе с тем, заключение эксперта не содержит экономического обоснования возможности применения аналогии закона с применением принципов ценообразования в сфере теплоснабжения и электроэнергетики и невозможности использования нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области оказания транспортных услуг. В экспертном заключении отсутствует анализ нормативных правовых актов, который бы подтверждал единый подход законодателя в смежных отраслях государственного регулирования относительно расходов по аренде имущества. Кроме того, следует отметить, что эксперт при расчетах не располагал данными об учетной политике ФГУП К. (арендодатель), тарифный орган дополнительных документов не запросил.
В ходе разбирательства дела ни представитель тарифного органа, ни допрошенный в качестве свидетеля специалист отдела регулирования тарифов (цен) и контроля на транспорте службы по тарифам Иркутской области Васильев Г.Н., подготовивший экспертное заключение, не обосновали невозможность произвести расчеты расходов общества по аренде имущества, используя нормативно-правовые акты, регулирующих сходные правоотношения, в частности, Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденные Минтрансом России 20 декабря 2001 года, которые поименованы экспертом тарифного органа в качестве нормативного правового акта, использованного при подготовке экспертного заключения. Не приведено ими и доводов в обоснование того, каким образом и на основании каких принципов в предыдущем регулируемом периоде расходы ПАО "Иркутскэнерго" по аренде имущества были включены в необходимую валовую выручку в полном объеме.
По мнению суда, является несостоятельной ссылка тарифного органа в письменных возражениях на исковое заявление на Методические указания по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Приказом ФСТ России от 31 октября 2014 года N 238-т/2, поскольку эти методические указания экспертом тарифного органа не применялись, расчета суду, в подтверждение доводов об единых принципах определения затрат по аренде имущества, представлено не было.
Довод тарифного органа Иркутской области о том, что включение затрат ПАО "Иркутскэнерго" по аренде имущества в полном объеме привело бы к росту тарифа на 48%, документально не подтвержден. Соблюдение принципа достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, предоставляющих транспортные услуги, и их контрагентов не может быть основано на произвольном занижении тарифов с учетом экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией расходов и их надлежащем подтверждении на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности.
В соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности, соблюдение процедуры принятия возложены на орган, принявший этот акт.
Данная обязанность, в том числе по представлению доказательств экономической и правовой обоснованности установленных тарифов, соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта разъяснялась административному ответчику в определении о подготовке от "дата изъята", однако выполнена не была.
Суд приходит к выводу, что регулируемый орган не обосновал возможность применения при установлении тарифов на транспортные услуги для ПАО "Иркутскэнерго" положений законодательства, регулирующих правоотношения в сфере ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении и электроэнергетики, и не доказал невозможность применения нормативных правовых актов, регулирующих сходные правоотношения, либо то, что их применение привело бы к аналогичному результату.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ПАО "Иркутскэнерго" удовлетворить.
Признать недействующим Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29 октября 2015 года N299-спр "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО "Иркутскэнерго" (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании Иркутской области - общественно-политической газете "Областная".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.