Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Ш.,
с участием представителя административного истца Бариновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-58/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность "Холодрыбсервис" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований ООО "Холодрыбсервис" указало, что является собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят" расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для эксплуатации объектов недвижимости производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности "дата изъята" .
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года N 239-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-ПП "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" определена по состоянию на 01 января 2012 года в размере (данные изъяты) рублей.
ООО "Холодрыбсервис" полагает, что определенная на основании вышеуказанных актов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", значительно увеличивает сумму земельного налога, в результате чего административный истец несет дополнительные расходы.
Кроме того, административный истец считает, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога. Рыночная стоимость принадлежащего ООО "Холодрыбсервис" земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года составляет (данные изъяты) рублей, что подтверждается отчетом "номер изъят" об оценке "дата изъята" , выполненным Э..
В подтверждение обоснованности установленной отчетом "номер изъят" от "дата изъята" величины рыночной стоимости указанного выше земельного участка ООО "Холодрыбсервис" представил суду положительное экспертное заключение "номер изъят" от "дата изъята" , выполненное членом некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки К..
С учетом уточненных исковых требований представитель ООО "Холодрыбсервис" - Баринова С.С. просила суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) рублей, с учетом проведенной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО "Холодрыбсервис" - Баринова С.С., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере рыночной стоимости, определенной по результатам оценочной экспертизы.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя. В письменном отзыве представитель органа кадастрового учета просил в удовлетворении требований ООО "Холодрыбсервис" отказать, ссылаясь на то, что учреждение не является ни надлежащим ответчиком по иску, ни заинтересованным лицом, поскольку выполняет лишь технические функции по внесению утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о кадастровой оценке земель в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Правительства Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на заявление ООО "Холодрыбсервис" просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, а также просила рассмотреть дело без участия представителя.
Заинтересованные по делу лица в судебном заседании не присутствовали.
Руководствуясь статьей 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.
Заслушав объяснения представителя административного истца ООО "Холодрыбсервис" - Баринову С.С., поддержавшую уточненные административные исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, административному истцу ООО "Холодрыбсервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым "номер изъят", расположенный по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты)., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для эксплуатации объектов недвижимости производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата изъята" .
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка административного истца послужило постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года N 239-пп).
Считая данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, ООО "Холодрыбсервис" представил отчет "номер изъят" от "дата изъята" выполненным оценщиком Э., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" составила (данные изъяты) рублей.
В подтверждение обоснованности установленной отчетом "номер изъят" от "дата изъята" величины рыночной стоимости указанного выше земельного участка административный истец представил суду положительное экспертное заключение "номер изъят" от "дата изъята" , выполненное членом некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки К..
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как собственник земельного участка и плательщик налога на имущество, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Из статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В данном случае, как усматривается из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 января 2016 года, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 01 января 2012 года.
В ходе разбирательства данного дела стороной истца заявлено ходатайство о назначении по данному административному делу судебной оценочной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту Р. Перед экспертом был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для эксплуатации объектов недвижимости производственной базы по состоянию на 01 января 2012 года.
Согласно представленному заключению эксперта "дата изъята" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01 января 2012 года составила (данные изъяты) рублей.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Суд, исследовав заключение эксперта, против выводов которого административный истец не возражал, сопоставив его содержание с материалами административного дела, приходит к выводу о соответствии его действующему законодательству и о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Заключение содержит обоснование выбора метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, а также корректировки к объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Фе6ерации", суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка с кадастровым "номер изъят", определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты) рублей.
Доказательств недостоверности установленной в заключении эксперта рыночной стоимости земельного участка, либо данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что, действительно, могло бы поставить под сомнение достоверность заключений эксперта, лица, участвующие в деле, не представили.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка с кадастровым "номер изъят", определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты) рублей.
Доказательств недостоверности установленной в заключении эксперта рыночной стоимости земельного участка, либо данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что действительно, могло бы поставить под сомнение достоверность заключений эксперта, лица, участвующие в деле, не представили.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В связи с представлением истцом суду сведений о дате обращения в комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости именно с представленными суду отчетом об оценке и положительным экспертным заключением на него, суд полагает возможным в резолютивной части указать на дату обращения истца в комиссию - "дата изъята" .
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственность "Холодрыбсервис" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты)., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для эксплуатации объектов недвижимости производственной базы равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) рублей по состоянию на 01 января 2012 года.
Датой обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной следует считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области - "дата изъята" .
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.