Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Козловой Е.В.,
судей Кулакова А.В., Лозовой Н.В.
при секретаре Цховребадзе Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
28 апреля 2016 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционной жалобе Прошкина Л.Н., поданной представителем Кубановым В.Ю.,
на решение Заволжского районного суда г.Твери от 25 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Прошкина Л.Н. к Администрации города Твери о признании отказа Администрации города Твери в предоставлении Прошкину Л.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером N незаконным; об обязании Администрации города Твери предоставить Прошкину Л.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером N, путем продажи без проведения торгов в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу; о взыскании с Администрации города Твери расходов по уплате госпошлины - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прошкин Л.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Твери, в котором просил признать отказ ответчика в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером: N незаконным, обязать ответчика предоставить ему в собственность данный земельный участок путем продажи без проведения торгов не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, взыскать расходы на уплату государственной пошлины в сумме СУММА.
В обоснование заявленных требований указал, что 03 августа 2015 года письмом N 05-2670/01-й Администрацией города Твери ему отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, адрес (описание месторасположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Веселова, д. 16-а, из земель населенных пунктов, разрешенное использование под нежилое помещение (материальный склад), площадь ПЛОЩАДЬ. На данном земельном участке расположено нежилое строение (склад), кадастровый N, принадлежащее ему на праве собственности.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность послужило то обстоятельство, что в соответствии с Временными правилами землепользования и застройки города Твери земельный участок относится к зоне военных объектов, а по генеральному плану города Твери он предусмотрен под функциональную рекреационную зону: зеленые насаждения общего пользования с формированием улицы местного значения и под общественно-деловые зоны: многофункциональные общественные центры, что определяет наличие земель общего пользования.
Склад был продан представителем Российского фонда федерального имущества - фондом имущества Тверской области, действовавшим от имени Российской Федерации, по договору купли-продажи от 14 июля 1999 года Прошкину В.Л. на основании плана продажи, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 19 апреля 1999 года N 44, согласно п. 5 котрого новый собственник имеет исключительное право приобрести в собственность земельный участок (долю участка), занимаемый указанным объектом либо взять его в долгосрочную аренду в соответствии с Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 01 июля 1994 года. Новому собственнику склада предоставлялось право на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого складом. Заключая указанный выше договор купли-продажи, прежний собственник не был уведомлен о том, что земли, в границах которых находится склад, ограничены в обороте и не подлежат продаже.
16 сентября 2010 года склад перешел в его собственность. Спорный земельный участок не используется в целях обеспечения обороны и безопасности и не был предоставлен для этих целей, поэтому не может быть ограничен в обороте. Законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета передавать в частную собственность земельные участки, которые только в силу генерального плана поселения могут войти в рекреационную и иные зоны. Как указано в пояснительной записке к Генеральному плану города Твери, генеральный план носит не директивный, а регулятивный характер, что подразумевает, что положения проектной документации могут быть реализованы (либо не реализованы) при наличии соответствующих социально-экономических и административно-хозяйственных предпосылок.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: 26 ноября 2015 года - Департамент по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, 15 декабря 2015 года - Департамент архитектуры и строительства Администрации города Твери и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области.
Истец и его представитель в суде исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации города Твери в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что зона военных объектов предназначена для размещения объектов оборонного назначения и других объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим, порядок использования территории данной зоны устанавливается государственными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с администрацией муниципального образования в соответствии с государственными нормативами и правилами, со специальными нормативами и правилами землепользования и застройки. В силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ предоставление в собственность названного земельного участка противоречит закону. Оспариваемый ответ администрации города Твери не содержит в себе отказ в предоставлении земельного участка в целом, администрацией города Твери разъяснено, что Прошкин Л.Н. вправе обратиться в администрацию города Твери с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем названное постановление не нарушает права и законные интересы заявителя, не создает препятствий к осуществлению им своих прав и свобод, на истца не возложена обязанность и он не привлечен к административной ответственности.
Представитель третьего лица Департамента по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери в суде возражал против удовлетворения исковых требований, полагая отказ ответчика обоснованным, поскольку земельный участок находится в зоне военных объектов.
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области в ходе судебного разбирательства пояснил, что 17 марта 2014 года через портал государственных услуг заявителем ФИО1 в орган кадастрового учета было представлено заявление N 30-762002 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами, а именно: межевой план N 30-762002 от 28 июня 2013 года, исходные данные N б/н от 28 сентября 2013 года, сведения о выполненных измерениях и расчетах N б/н от 28 июня 2013 года, сведения о выполненных измерениях и расчетах N б/н от 28 июня 2013 года, сведения об образуемых земельных участках и их частях N б/н от 28 июня 2013 года, сведения об измененных земельных участках и их частях N б/н от 28 июня 2013 года, доступ к образуемым земельным участкам N б/н от 28 июня 2013 года, схема геодезических построений N б/н от 28 июня 2013 года, чертеж земельных участков и их частей N б/н от 28 июня 2013 года. Представленные с заявлением документы были проверены учреждением в пределах своих полномочий. Оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета в результате проверки документов, представленных на государственный кадастровый учет, не установлено. 27 марта 2014 года органом кадастрового учета было принято решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости. По сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Веселова, д. 16а, имеет статус сведений "Временный", дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 27 марта 2014 года. Дата истечения "Временного статуса" - 28 марта 2019 года, относится к категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения производственных зданий", его уточненная площадь - ПЛОЩАДЬ Границы земельного участка установлены согласно действующему земельному законодательству. Удовлетворение заявленных истцом требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери, извещенный о времени рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, свое отношение к заявленным исковым требованиям не выразил.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Прошкин Л.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме, излагая обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд.
Критикует вывод суда о том, что в письме Администрации города Твери от 03 августа 2015 года N 05-2670/01-й не содержится отказа в предоставлении истцу земельного участка в целом. Подавал заявление в Администрацию города Твери о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, а не за разъяснением порядка аренды земельного участка.
Установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны, в частности, что границы земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Твери попадут в функциональную рекреационную зону и что в его границах будут размещены зеленые насаждения общего пользования с формированием улицы местного значения и под общественно-деловые зоны: многофункциональные общественные центры, что определяет наличие земель общего пользования в границах рассматриваемого земельного участка.
Генеральный план города Твери, выкопировка из него, выкопировка из плана города Твери в суде не исследовались.
Делая вывод о том, что действия Администрации города Твери по отказу истцу в передаче спорного земельного участка в собственность, выраженному письмом Администрации города Твери от 03 августа 2015 года N 05-2670/01-й, не нарушают права и законные интересы заявителя, суд неправильно применил нормы материального права. На основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 и п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имел право на приобретение в собственность земельного участка без торгов, которое и нарушено ответчиком.
Вывод суда о том, что земельный участок входит в состав функциональной зоны военных объектов, ограничен в обороте, основан на расширенном толковании норм ЗК РФ. Само по себе вхождение земельного участка в состав функциональной зоны военных объектов не делает его ограниченным в обороте. Судом не установлено его разрешенное или фактическое использование для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, а также, что на нем размещены Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, что он предоставлен для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Из данных государственного кадастра недвижимости следует, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - под нежилое помещение (материальный склад), а не под строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объектов, перечисленных в ст. 27 ЗК РФ.
Считает, что разрешенное использование земельного участка не противоречит целям использования такого участка, указанным в заявлении истца.
Суд не применил норму п. 4 ст. 35 ЗК РФ, подлежащую применению.
На апелляционную жалобу от представителя Администрации города Твери Ковалевой И.И. поступили возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав докладчика по делу, пояснения Прошкина Л.Н. и его представителя Кубанова В.Ю., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не находит.
Судом первой инстанции установлено, что Прошкину Л.Н. с 16 сентября 2010 года на праве собственности принадлежит нежилое строение (склад), кадастровый номер N, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 16а, на земельном участке с кадастровым номером N, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира Тверская область, г. Тверь, ул. Веселова, д. 16а, из земель населенных пунктов, разрешенное использование "под нежилое помещение" (материальный склад), площадь ПЛОЩАДЬ.
Как следует из кадастрового паспорта от 24 марта 2015 года на земельный участок, он относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое помещение (материальный склад).
По сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок имеет статус сведений "Временный", дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 27 марта 2014 года, дата истечения статуса - 28 марта 2019 года. Земельный участок относится к категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных зданий, уточненная площадь - ПЛОЩАДЬ.
Действующими документами территориального планирования, принятыми в городском округе Тверь, являются Генеральный план города Твери, утвержденный Решением Тверской городской думы от 25 декабря 2012 года N 193 (394), Временные правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные Решением Тверской городской думы от 02 июня 2003 года N71, со схемой функционального зонирования территории города Твери.
По Генеральному плану города Твери, земельный участок, испрашиваемый Прошкиным Л.Н. в собственность, предусматривается под функциональную рекреационную зону: зеленые насаждения общего пользования с формированием улицы местного значения и под общественно-деловые зоны: многофункциональные общественные центры, что определяет наличие земель общего пользования в границах рассматриваемое земельного участка.
Как следует из Выкопировки из плана города Тверь и схемы функционального зонирования территории городского округа Тверь к Временным правилам землепользования и застройки города Твери, земельный участок находятся в зоне военных объектов.
На заявление Прошкина Л.Н. в Администрацию города Твери о предоставлении в собственность без проведения торгов названного земельного участка 03 августа 2015 года Администрацией города Твери дан ответ о том, что на основании пункта 12 статьи 85 и пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность, предложено оформить его в аренду.
Полагая, что данным письмом ему отказано в удовлетворении его просьбы по незаконным основаниям, чем нарушены его права и законные интересы, Прошкин Л.Н. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.п.п 2 п.4. п.п.5 в п.5 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами -зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 настоящей статьи.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
По общему правилу, вид разрешенного использования земельных участков определяется градостроительным регламентом.
На основании ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно п. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Проанализировав положения п. 2 ст. 7, пп. 8 п. 1 ст. 1, ст. 27, ст. 39.1, п. 14 ст. 39.16, ст. 83 ЗК РФ, ст. 9, п. 1 ст. 18,ст. 19, 23, 37 ГрК РФ, исходя из того, что зона военных объектов предназначена для размещения объектов оборонного назначения и других объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Администрации городского Твери по отказу истцу в передаче спорного земельного участка в собственность, выраженному письмом Администрации города Твери от 03 августа 2015 года N 05-2670/01-й, не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным ввиду отсутствия у Прошкина Л.Н. права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность, в связи с чем доводы жалобы о несогласии с данным выводом нижестоящего суда признаются основанными на неверном толковании норм материального права.
Тот факт, что ответчику Прошкину Л.Н. в обжалуемом письме разъяснено право на обращение к администрации города Твери с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, не свидетельствует о наличии у заявителя права на приобретение его в собственность.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1).
Факт ограниченности испрашиваемого заявителем участка в обороте установлен в ходе судебного разбирательства дела на основании исследованных судом доказательств, которым им дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, доказательств обратного истцом представлено не было, поэтому оснований для применения вышеприведенных норм права, а также п. 4 ст. 35 ЗК РФ, на которые ссылается апеллянт, не имелось. Доводы о не исследованности Генерального плана города Твери в судебном заседании основанием для отмены постановленного по делу решения не является.
Поскольку требования истца об обязании Администрации города Твери предоставить ему в собственность земельный участок путем продажи без проведения торгов не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу и взыскании расходов на государственную пошлину являются производными от основного вышеуказанного требования, судом правомерно отказано в их удовлетворении.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Вопреки доводам жалобы установленные судом обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Обжалуемое судебное решение вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г.Твери от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прошкина Л.Н., поданной представителем Кубановым В.Ю., - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Козлова
Судьи А.В. Кулаков
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.