Судья Московского областного суда Магоня Е.Г., рассмотрев в судебном заседании от 19 апреля 2016 года жалобу защитника юридического лица по доверенности Павленко Е.В. на решение Истринского городского суда Московской области от 03 марта 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП "Истринское ЖЭУ" по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 05 августа 2015 года юридическое лицо МУП "Истринское ЖЭУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и повергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением Истринского городского суда Московской области от 03 марта 2016 года изменено, размер наказания снижен до 20 000 рублей, в остальной части в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решениями, МУП "Истринское ЖЭУ", действуя через защитника по доверенности Павленко Е.В., их обжаловало, просило отменить, поскольку вина отсутствует и не доказана материалами дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не усматривает.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ вышестоящим судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья должен проверить дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в период с 14 июля 2015 года в ходе проведения плановой выездной проверки выявлено, что юридическое лицо МУП "Истринское ЖЭУ", расположенное по адресу: "данные изъяты" допустило нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении экологических требований при эксплуатации предприятий, поскольку юридическое лицо осуществляет следующие виды деятельности: - содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирных домой -содержание придомовых территорий, содержание и ремонт объектов благоустройства;- содержание и ремонт инженерных систем и оборудования нежилых зданий;- вывоз мусора, образующегося в результате деятельности, а также из придомовых- территорий в которых предприятие является управляющей компанией;- и т.д.
При осуществлении заявленной хозяйственной МУП "Истринское ЖЭУ" арендует нежилые помещения Административного здания общей площадью 261,6 кв.м., в том числе основной площади 227,4 кв.м., вспомогательной площади 34,2 кв.м., расположенные по адресу: 143500, "данные изъяты".
У юридического лица имелось разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 09.03.2010 N 1983э, выданное Центральным управление - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, срок действия истек 09.03.2015 г.
Предприятие имеет парк автомашин в количестве 18 единиц.
Согласно представленной справке о расходе топлива: За 1 квартал 2015 - бензин ( АИ -92 9140л., АИ-95 1040л.) дизельное топливо 8874л.; За 4 квартал 2014 - бензин (АИ-92 12573 л., АИ-95 780 л.) дизельное топливо 5990 л.; За 3 квартал 2014 - бензин (АИ-92 9618 л., АИ-95 710 л.) дизельное топливо 6084л.; За 2 квартал 2014 - бензин (АИ-92 8950 л., АИ-95 560 л.) дизельное топливо 6789 л.; За 1 квартал 2014 - бензин (АИ-92 9895 л., АИ-95 640 л.) дизельное топливо 5652 л.
Подтверждением оплаты за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами являются предоставленные юридическим лицом платежные поручения.
Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР в 1990г., определяется, что инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов ЗВ в атмосферу. При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.
Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта МУП " Истринское ЖЭУ" не проведена.
По данному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Действия юридического лица МУП " Истринское ЖЭУ" квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Закон N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В силу статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Статьей 12 Закона N 7-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов как технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Статья 30 Закона N 7-ФЗ устанавливает обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии с п. 21 ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения - инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.
Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентам.
Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) МУП "Истринское ЖЭУ" признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения, как мотивированно указал городской суд, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе, определением о возбуждении производства об административном правонарушении, актом проверки органа государственного контроля, распоряжением о проведении проверки, объяснениями, свидетельством о регистрации и постановке на учет в налоговом органе юридического лица и другими доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание назначено юридическому лицу с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, и находится в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что вышеприведенные требования закона не распространяются на деятельность юридического лица и при осуществлении деятельности МУП "Истринское ЖЭУ" исходило из того, на транспортные средства не относятся к стационарным источникам выбросов несостоятельны, основаны на неправильном толковании действующего законодательства и направлены на иную субъективную оценку исследованных доказательств, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Городским судом при проверке доводов жалобы в полном объеме исследованы положения Федеральных законов от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующие проведение мероприятия по надзору, обстоятельства проведения проверки и соответствие их, а также составленных по ее результатам документов требованиям закона.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену либо изменение решения об административном правонарушении, на наличие которых в жалобе сообщает МУП " Истринское ЖЭУ" судом второй инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Истринского городского суда Московской области от 03 марта 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП "Истринское ЖЭУ" по ст. 8.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Судья Е.Г. Магоня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.