Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 13 января 2016 года по делу по иску Щелковского городского прокурора Московской области в интересах несовершеннолетнего Р. М.А. к Министерству социального развития Московской области о признании за Р. М.А. права на обеспечение мерами социальной поддержки Московской области,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения ответчика, третьего лица,
заключение помощника Московского областного прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение законным,
УСТАНОВИЛА:
Щелковский городской прокурор Московской области обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения Фрязинского УСЗН об отказе в предоставлении мер социальной поддержки ребенку-инвалиду Р. М.А., 18.04.2013 года рождения, признании за ним права на обеспечение всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными для детей-инвалидов в Московской области.
Требования мотивированы тем, что распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Фрязино от 13.10.2014 N 217-р несовершеннолетний ребенок-инвалид Р. М.А. передан в приемную семью супругов Л. и Л., проживающих по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 31, кв. 35, где и проживает в настоящее время. В данном жилом помещении ребенок проживает постоянно в семье приемных родителей, другого места жительства у ребенка нет. Согласно свидетельству, выданному 09.10.2014 года отделением по городскому округу Фрязино МРО УФМС РФ по Московской области в городском поселении Щелково, несовершеннолетний В. зарегистрирован по месту пребывания по данному адресу на срок до 18.04.2031 года, то есть до достижения им 18-летнего возраста. Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования по городскому округу Фрязино от 29.09.2014 года N 204-р малолетний Р. М.А. принят на учет во Фрязинский отдел опеки и попечительства по месту жительства в семье опекунов. Согласно справке бюро N 70 ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" от 23.09.2015 Р. М.А., статус "ребенок-инвалид" установлен до 18.04.2031 года. Р. ребенок был зарегистрирован по месту своего пребывания в Государственном казенном учреждении здравоохранения города Москвы "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики Департамента здравоохранения города Москвы по адресу: г.Москва, ул. Молодцова, д. 1-б. Семья Л. воспитывающие ребенка-инвалида В., состоят на учете в Управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щелковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский и Фрязино по месту своего жительства. Как житель Московской области малолетний В. имеет право на обеспечение всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Московской области от 12.01.2006 N 1-ОЗ "О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области". Мер социальной поддержки в других регионах не получает. В силу закона местом жительства лица, не достигшего 14 лет, признается место жительство его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Однако УСЗН в предоставлении мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, воспитывающим детей-инвалидов, таких как: компенсация за оплату жилья и коммунальных услуг, обеспечение санаторно-курортным лечением, выплата ежемесячного пособия и бесплатный проезд, отказано по причине отсутствия у несовершеннолетнего постоянной регистрации в Московской области. Прокурор находит отказ УСЗН противоречащим требованиям закона.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора Московской области исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Московской области в лице Фрязинского управления социальной защиты населения Московской области иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Щелковскому муниципальному району, городским округам Лосино-Петровский и Фрязино исковые требования просила удовлетворить.
В судебном заседании третье лицо Л. просила требования удовлетворить. В судебное заседание третье лицо Л. не явился, извещен.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 13 января 2016 года иск удовлетворен.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Фрязино от 13.10.2014 N 217-р несовершеннолетний ребенок-инвалид В., 18.04.2013 года рождения, передан в приемную семью супругов Л. и Л., проживающих по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 31, кв. 35, где и проживает в настоящее время (л.д. 38).
Согласно свидетельству, выданному 09.10.2014 года отделением по городскому округу Фрязино МРО УФМС РФ по Московской области в городском поселении Щелково, несовершеннолетний В. зарегистрирован по месту пребывания по данному адресу на срок до 18.04.2031 года, то есть, до достижения им 18-летнего возраста (л.д. 19).
Согласно постановлению администрации муниципального округа Басманный в городе Москве от 25.04.2013 года N 202 Р. М.А., 18.04.2013 года рождения, признан нуждающимся в государственной защите в связи с отказом одинокой матери взять ребенка из родильного дома и согласием на усыновление (л.д. 54).
Р. был зарегистрирован по месту своего пребывания в Государственном казенном учреждении здравоохранения города Москвы "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики Департамента здравоохранения города Москвы по адресу: ул. Молодцова, д.1 -б, г. Москва, о чем указано в распоряжении УСЗН района Южное Медведково от 23.09.2014 года N 375р/оп "Об установлении возмездной опеки над малолетним В., "данные изъяты" года рождения" (л.д. 54).
В связи с тем, что закрепленного жилого помещения за ребенком нет, за ним сохранено право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Факт проживания несовершеннолетнего Р. М "данные изъяты": "данные изъяты" подтвержден достоверно, ответчиком не оспаривался.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон Московской области N 1/2006-ОЗ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В силу закона под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства лица, не достигшего 14 лет, признается место жительство его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. N 5242-1 "О правое граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Разрешая спор, суд верно исходил из того, что меры социальной поддержки гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, а само по себе отсутствие регистрации при указанных выше обстоятельствах не может служить основанием для отказа в предоставлении таких мер.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности постановленного по делу решения.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца по данному спору, они основаны на неправильном толковании норм материального права и не содержат правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 13 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.