Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т. А.,
судей Мертехина М. В., Мизюлина Е. В.,
при секретаре Ильине Д. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2016 года апелляционную жалобу ГУ УПФР N 26 по г. Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 05 февраля 2016 года
по гражданскому делу по иску Плахута Сергея Михайловича к ГУ УПФР N 26 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мертехина М. В.,
объяснения истца, представителя ответчика по доверенности Гранкиной С. Н.,
УСТАНОВИЛА:
Плахута С. М. обратился в суд с иском к ГУ УПФР N 26 по г. Москве и Московской области с указанными требованиями, мотивировав их отказом ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 21.09.2015 года.
Представитель ответчика требования не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно п.п.13 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Судом первой инстанции установлено, что 21.09.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку с 17.03.2003 года по настоящее время работает в ОАО "Сибирь" (в настоящее время ПАО) в должности бортпроводника, старшего бортпроводника и имеет налет часов в количестве 9466 часов 39 мин.
Решением ответчика от 02.10.2015 года в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано, поскольку бортпроводники входят не в летный экипаж, а в кабинный, следовательно, не могут пользоваться правом на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации, в связи с чем, период истца работы бортпроводником не включен в специальный стаж.
Пункт 2 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
На основании изложенного бортпроводники воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в отношении бортоператоров - Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009 года).
В силу п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии - 21.09.2015 г., специальный трудовой стаж истца составлял более 25 лет с учетом представленного истцом налета часов, а бортпроводники при наличии налета часов имеют право на включение в специальный стаж периодов работы в указанной должности.
Таким образом, срок выслуги истца составил более 25 лет, что позволяет назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в Пенсионный фонд.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в соответствии с п.п.13 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия истцу подлежит назначению с моменты обращения за трудовой пенсией, то есть с 21.09.2015 года.
На основании изложенного, коллегия приходит к выводу о законности постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцу не может быть назначена досрочная страховая пенсия, как члену летного экипажа, поскольку он не относится к летному составу, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 05 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.