Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Шишкина И.В., Мертехина М.В.,
при секретаре Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2016 года апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ N 18 по г. Москве и Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 14 января 2016 года по гражданскому делу по иску К. к ГУ-УПФ РФ N 18 по г. Москве и Московской области об установлении факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
Установила:
К. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда России N 18 по г. Москве и Московской области и, уточнив требования, просила установить факт проживания в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986. г в г. Калинковичи Гомельской области на территории зоны с льготным социально- экономическим статусом; признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 25.05.2015 г.
Требования мотивированы тем, что истица родилась 25.05.1961 г. в дер. Клинск Калинковичского р-на Гомельской области. В 1978 году закончила Михновичскую среднюю школу Калинковичского района Гомельской области. С 25.06.1980 г. (приказ N 96 от 26.06.1980 г.) по 11.09.1986 г. (приказ N 201) работала в Мозырской укрупненной типографии Калинковичского производственного участка печатником высокой печати Калинковичского производственного участка, что подтверждается справкой с места работы и занимаемой должности N 68 от 13.10.2008 г., выданной КПУП "Колор" г. Мозырь. В указанный период К. была зарегистрирована по адресу: "данные изъяты", о чем имеются сведения в карточке работника в Главном управлении идеологической работы Гомельского облисполкома Коммунального облисполкома Коммунального полиграфического унитарного предприятия "Колор" г. Мозырь. С 22.09.1986 г. по 31.08.1990 г. истица работала в информационно-вычислительном центре "Главполесъеводстроя" в должности оператора ЭВМ, что подтверждается справкой от 18.12.2009 г. N 427, выданной ИТЦ "Полесъетехинформатика". Других документов, подтверждающих указанные выше периоды работы, у истица не имеется, так как ее трудовая книжка сгорела на предприятии, что подтверждается справкой. 29.04.2015 года истица обратилась с заявлением в ГУ Управление пенсионного фонда России N 18 по г. Москове и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне со льготным социально-экономическим статусом. Решением комиссии пенсионного фонда ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с не подтверждением проживания истца в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом. Истица считает отказ незаконным.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 195, 198 ГПК РФ решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
Указанным требованиям решение соответствует тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права, в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не отвечает.
Законодатель в разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрев, в частности, возможность назначения гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение (статья 33) и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (статья 34), пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О).
Из материалов дела следует, что истица 25.05.1961 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением комиссии от 23.07..2015 года истце отказано в назначении досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку на момент обращения срок проживания в зоне ЧАЭС составил 3 года 01 месяц 05 дней.
Судом установлено, что истица родилась 25.05.1961 г. в дер. Клинск Калинковичского р-на Гомельской области. В 1978 году закончила Михновичскую среднюю школу Калинковичского района, Гомельской области. С 25.06.1980 г. (приказ N 96 от 26.06.1980 г.) по 11.09.1986 г. (приказ N 201) работала в Мозырской укрупненной типографии Калинковичского производственного участка печатником высокой печати Калинковичского производственного участка. В указанный период К. была зарегистрирована по адресу: "данные изъяты",.
В силу положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.
Согласно ч. 1 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В силу ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы - Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, заключили Соглашение от 15.03.2011 года по его применению.
Согласно п. 4 ст. 10 Соглашения в необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления застрахованного может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора. Для этого компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, на территории государства которой проживает застрахованный, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет соответствующий запрос вместе со справкой о страховом (трудовом) стаже согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению, необходимой для возможного суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации, документами (в необходимых случаях копиями документов, заверенными компетентным органом (организацией), требуемыми для назначения пенсии, в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган (организация) другой Договаривающейся Стороны в течение 10 рабочих дней после проведения расчета размера пенсии информирует о его результате компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, направивший запрос.
Исходя из анализа положений Договора и Соглашения граждане, на которых распространяются правила, предусмотренные Договором и Соглашением, имеют право до обращения с заявлением о назначении пенсии обратиться с заявлением для предварительного расчета пенсии, для последующего выбора гражданином одной из Договаривающихся Сторон, как государства в соответствии с законодательством которого, будет назначена пенсия.
Разрешая спор, и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2016 N 9 "Об утверждении Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения", согласно которому "данные изъяты" отнесена к зоне радиоактивного загрязнения,
Судебная коллегия в выводами суда вынуждена не согласиться.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ранее Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), г. Калинковичи, Гомельской области не отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Принимая во внимание выше изложенное, правовых оснований для применения в настоящем споре положения Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2016 N 9 "Об утверждении Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения", у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, полагает, что истицей не представлено суду бесспорных и достаточных доказательств того, что в спорный период она была зарегистрирована и фактически проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В связи с чем, она не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34, 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение отменить, постановив по делу новое решение которым в иске отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 14 января 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К. к ГУ-УПФ РФ N 18 по г. Москве и Московской области об установлении факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости - отказать.
Апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ N 18 по г. Москве и Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.