Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО13,
судей - ФИО15
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к администрации муниципального образования "Городской округ г. Малгобек" и Правительству Республики Ингушетия о признании действий ответчиков незаконными и понуждении предоставить дополнительное благоустроенное жилье
по апелляционным жалобам истца ФИО4 и ее представителя ФИО12 на решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением о признании неправомерными действий администрации г. Малгобек и Правительства РИ, выразившихся в отказе предоставить дополнительное благоустроенное жилье, указывая, что она проживала вместе с детьми в оползневой зоне Малгобекского района по адресу: "адрес". В рамках РЦП "Переселения и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне г. Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия 2008-2010 годы" она и члены ее семьи ФИО1, 2004 г. р., и ФИО2, 1997 г. р., были в 2011 г. включены в список жителей оползневой зоны на получение жилья.
Однако ей и членам ее семьи до настоящего времени жилье не предоставлено. В ответ на ее заявление администрация г. Малгобек сообщила, что ее семья вошла в состав семьи ФИО3, которому жилье уже выделено, тем самым истец жилищно обеспечен, а повторное выделение жилья программой не предусмотрено. ФИО3, семья которого состоит из 7 человек, получил благоустроенное жилье площадью 127 м2. Семья истца проживала совместно с семьей ФИО3, но совместное хозяйство не вела, а полученного жилья недостаточно для семьи, состоящей из 10 человек.
В судебном заседании ФИО4 и ее представители иск поддержали.
Представитель администрации МО "Городской округ Малгобек" ФИО9 и представитель Правительства РИ ФИО10 иск не признали.
Решением суда в удовлетворении требований истца отказано.
Судебный акт обжалован истцом и его представителем ФИО12, которые просили решение суда отменить и удовлетворить иск. Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что суд сослался на закон, не подлежавший применению, предоставленное администрацией г. Малгобек жилье не соответствует по квадратуре количеству членов семьи ФИО14.
В заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО4 и заинтересованное лицо- ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнение представителя администрации г. Малгобек ФИО9, просившей решение суда оставить без изменения, так как жилье было выделено согласно нормам действовавшего на момент выделения жилья постановления Правительства РИ, представителя Правительства РИ ФИО11 также полагавшего, что доводы истца и его представителя о придании судом обратной силы постановлению Правительства РИ от 16 июля 2013 г. N 139 не обоснованы и просившего отказать в удовлетворении требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из договора найма жилья от ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации программы "Переселения и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне гор. Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия 2008г-2010 годы", семье ФИО3 в составе 10 человек (в состав семьи входит истец и члены ее семьи) взамен дома по "адрес" было выделено жилье площадью 144 м2, расположенное по адресу: РИ, "адрес".
ФИО4 обратилась в суд о признании действий ответчиков незаконными и понуждении предоставить дополнительное благоустроенное жилье в связи с тем, что изначально при формировании списка граждан, подлежащих переселению из оползневой зоны, она и члены ее семьи были включены в указанный список в составе семьи из 10 человек согласно постановлению Правительства РИ от 19.03.2009 N 81 "Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия".
Согласно списку граждан, подлежащих переселению из оползневой зоны, предоставленному администрацией, истица вместе с детьми включена в состав семьи ФИО3
Обосновывая апелляционную жалобу, истец и его представитель ссылаются на необходимость применить к сложившимся между сторонами спора правоотношениям постановление Правительства РИ от 19.03.2009 N 81, в п. 8 которого указано, что гражданам, проживающим в оползневой зоне и подлежащим переселению в рамках Программы, жилое помещение предоставляется исходя из нормы - 18 м2 для семьи, состоящей из 3-х и более человек на каждого, но не более 180 м2, а не постановления Правительства РИ от 16 июля 2013 г. N 139, которым максимальный размер предоставления жилого помещения ограничен 144 м2.
Судебная коллегия с указанными доводами не соглашается и находит решение законным и обоснованным на основании следующего.
Согласно п. 2 Положения о порядке переселения граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобека и Малгобекского района Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства РИ от 16.07.2013 N 139, действие указанного Положения распространяется на отношения, связанные с переселением граждан из жилых помещений, расположенных в оползневой зоне города Малгобека и Малгобекского района Республики Ингушетия.
Формирование списка граждан, подлежащих переселению из оползневой зоны, производит рабочая группа, состав которой утверждается Правительством Республики Ингушетия по представлению Комиссии (п. 7).
В соответствии с п. 16 данного Положения гражданам, включенным в список для переселения из оползневой зоны, предоставляется благоустроенное жилое помещение по договорам передачи жилого помещения в собственность.
Согласно разделу VI республиканской целевой программы "Переселение и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобека и Малгобекского района Республики Ингушетия, на 2008 - 2010 годы", утвержденной Законом Республики Ингушетия от 7.10.2008 N 20-РЗ, государственным заказчиком и координатором Программы является Правительство Республики Ингушетия. Государственный заказчик заключает с уполномоченным федеральным органом по реализации федеральной целевой программы "Жилище" соглашение по финансированию из федерального бюджета мероприятий, связанных с реализацией Программы, контролирует мероприятия по реализации Программы.
В своих апелляционных жалобах авторы указывают на нарушение судом норм ст. 4 ГК РФ, в силу которых акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ.
Между тем согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Положение о порядке переселения граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия, утверждено Правительством Республики Ингушетия в целях реализации Закона Республики Ингушетия "Об утверждении республиканской целевой программы "Переселение и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне города Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия, на 2008 - 2010 годы" от 7.10.2008 N 20-РЗ, которым определено, что основной целью Программы является комплексное решение проблемы по переселению и обустройству жителей, проживающих в оползневой зоне города Малгобека и Малгобекского района Республики Ингушетия, строительство жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Таким образом, применяя положения ст. ст. 4 и 8 ГК РФ, а также положения Закона Республики Ингушетия от 07.10.2008 N 20-РЗ и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства РИ от 19.03.2009 N 81 и от 16.07.2013 N 139, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб истца и его представителя, так как жилое помещение предоставлялось по нормам, действовавшим на момент предоставления, а согласно Постановлению Правительства РИ от 16.07.2013 г. N 139 максимальный размер предоставления жилого помещения ограничен 144 м2.
Кроме того указанной Программой не предусмотрено полное жилищное обустройство лиц, проживавших в оползневой зоне, а площадь предоставленного истцу жилья превышает площадь ранее занимаемого им жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований ФИО4 к Администрации муниципального образования "городской округ Малгобек" и Правительству РИ о признании действий ответчиков незаконными и понуждении предоставить дополнительное благоустроенное жилье, оставить без изменения, апелляционные жалобы истца ФИО4 и ее представителя ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО13
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.