Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО10,
судей ФИО11. и ФИО9
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании действий Управления ФМС России по Республике Ингушетия по апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия на решение Карабулакского районного суда от 19 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 и ФИО8 до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате разрешения кризиса в 1994 г. покинули место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосновались на территории Республики Ингушетия, где предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлён до 4 декабря 2015 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия 22 декабря 2015 г. административным истцам отказано в удовлетворении заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ввиду выплаты в 1999 г. компенсации за утраченное жильё и имущество в размере N руб. Считая данный отказ незаконным, они обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят обязать Управление ФМС России по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
Решением Карабулакского районного суда от 19 февраля 2016 г. требования административных истцов удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих административным истцам в обустройстве на новом месте жительства.
Административный истец ФИО8, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО6, просившего решение отменить, ФИО1, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действовавшей в период с 9 декабря 2015 г. по 9 января 2016 г.) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, срок действия статуса вынужденного переселенца административным истцам продлен до 4 декабря 2015 г. В Управление ФМС России по Республике Ингушетия с заявлением о продлении срока действия статуса они обратились до истечения срока его предоставления. 22 декабря 2015 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением ими в 1999 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере N руб.
Разрешая спор, руководствуясь ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), установив, что административные истцы в настоящее время не обустроены, собственного жилья не имеют, суд пришел к выводу об обоснованности их требований.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обустройство ФИО1 и ФИО2 на новом месте жительства.
Согласно п. 5, п. 6 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 510, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 тыс. руб. на семью.
Начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей с 30 марта 1998 г. по 18 апреля 2001 г.) норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Так, рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в среднем по России на начало 1999 г. подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилья установлена постановлением Госстроя РФ от 1 апреля 1999 г. N 22 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 1999 г. для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" и составляет 3550 руб.
Согласно выписке из базы "Компенсация", семья административных истцов на день подачи заявления о выплате компенсации состояла из 5 человек. Соответственно, предоставляемое им жилое помещение должно составлять не менее 60 кв.м. при учетной норме 12 кв.м. на каждого члена семьи.
Кроме того, в силу п. 6 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 рублей на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью.
Таким образом, компенсация за утраченное жилье выплачена административным истцам в размере N руб., недоплата при учетной норме 12 кв.м. на одного человека при стоимости 3550 руб. за 1 кв.м. в Российской Федерации на начало 1999 г. составляет 95810 руб. (26,9 кв.м.), тогда как размер выплаченной компенсации составил N руб. (6,6 кв.м. на одного человека).
Других доказательств, подтверждающих жилищное обустройство административных истцов на новом месте жительства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования административных истцов, законным и обоснованным, доводы жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабулакского районного суда от 19 февраля 2016 г. по делу по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании действий Управления ФМС России по Республике Ингушетия оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.