Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Самчелеевой И.А.,
судей Клюева С.Б., Маркина А.В.,
при секретаре Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иониной Т.В. к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района о признании внуков членами семьи вынужденного переселенца,
с апелляционной жалобой Иониной Т.В. на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 10 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Иониной Т.В. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., объяснения истца Иониной Т.В. и ее представителей - адвокатов Феоктистовой Н.А., Сурковой Л.Н., представителя ответчиков Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района - Коноваловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ионина Т.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района о признании внуков членами семьи вынужденного переселенца, признании внуков участниками подпрограммы как членов семьи Иониной Т.В.
В обоснование заявленных требований истец указывала на то, что она вместе с дочерями - ФИО1., ФИО2 решением УФМС России по Самарской области признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения.
С 05.07.2001 г. года истец состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 4 человек по состоянию на 2015 г. Совместно с ней в качестве членов семьи постоянно проживают ее дочери, мать - ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ.р. и внуки - ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ.р. по адресу: "адрес".
08.07.2015 г. она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о включении в состав семьи ее внуков и мать, однако письмом от 04.08.2015 г. Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района рекомендовано обратиться в суд.
Истец полагала, что внуки и мать относятся к числу граждан, нуждающихся в социальной защите государства, на них распространяется действие ст. ст. 39, 40 Конституции РФ. Признание внуков в судебном порядке членами ее семьи необходимо для включения в списки вынужденных переселенцев для получения субсидии на строительство или приобретение жилья.
Просила суд признать ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ.р., проживающих по адресу: "адрес", членами семьи вынужденного переселенца - Иониной Т.В. и участников подпрограммы как членов семьи Иониной Т.В.
Определением суда от 13.01.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Ионина Т.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
Доводы жалобы обоснованы тем, что выводы суда, изложенные в решении, противоречит требованиям подп. "ж" п. 5, п. 7, п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, считая, что внуки вынужденных переселенцев, включенные территориальным органом ФМС России в сводные списки вынужденных переселенцев и состоящие в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, постоянно проживающие совместно с ними, независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, могут быть включены в состав семьи получателя сертификата. А также, ошибочностью вывода суда со ссылкой на ст. 1 Федерального закона "О вынужденных переселенцев" о том, что внуки истца не могут быть включены в состав ее семьи, так как не вели с ней общего хозяйства с даты регистрации ходатайства о признании гражданина вынужденным переселенцем, так как истец указанный статус приобрела в 2001 г., а внуки рождены в 2010, 2014, 2015 гг., полагая, что она обратилась в суд с иском до введения в действие изменений в указанную норму закона.
В возражениях представителей ответчиков и третьего лица, поступивших в суд апелляционной инстанции, критически оцениваются доводы апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Ионина Т.В. и ее представители - адвокаты Феоктистова Н.А., Суркова Л.Н., поддержали доводы апелляционной жалобы, просили жалобу удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района - Коновалова Н.В. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо - Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ионина Т.В. и ее дочери - ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ.р. в установленном законом порядке признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения (л.д. 13-20).
Ионина Т.В. с 27.05.2002 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном образовании Кинель-Черкасский район Самарской области: номер общей очереди - "данные изъяты"; в списках "вынужденные переселенцы" - "данные изъяты".
Согласно справкам, выданным администрацией с.п. Кинель-Черкассы ФИО1., ФИО2., а также внуки истца - ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес". Истец Ионина Т.В. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Внуки истца: ФИО4., ФИО5., ФИО6 родились в Российской Федерации, статуса вынужденных переселенцев не имеют.
08.07.2015 г. Ионина Т.В. обратилась в Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района с заявлением о включении в состав ее семьи внуков: ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ. и матери - ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ.р. как вынужденных переселенцев.
Письмом от 04.08.2015 N Иониной Т.В. отказано в удовлетворении заявления и дано разъяснение, что несовершеннолетние внуки могут претендовать на получение социальной выплаты в составе семьи данного вынужденного переселенца, только при наличии соответствующего судебного решения о признании внуков членами семьи гражданина - участника подпрограммы (дедушки либо бабушки).
Данное обстоятельство послужило для Иониной Т.В. основанием для обращения в суд.
Между тем, исходя из совокупности положений ст. 52 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", п. п. 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845, учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно пп. "б" п. 17 Правил, членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в пп. "а" - "е" п. 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснению Минрегионразвития России от 07.12.2012 N ВФ10/8-1565 членами семьи гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.
Таким образом, поскольку Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы не предусматривают включение внуков в состав семьи получателя сертификата, то суд обоснованно отказал Иониной Т.В. во включении несовершеннолетних внуков в состав членов ее семьи и состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что несовершеннолетние внуки зарегистрированы и проживают совместно с истцом, являющего вынужденным переселенцем, не может служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку данные обстоятельства сами по себе не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о признании указанных лиц членами семьи истца и включение их в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 10 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иониной Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.