Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" Морозова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 20.10.2015 и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.02.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ,
установил:
28.09.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК N 1 ЖКХ") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, за нарушение организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 20.10.2015 ООО "УК N 1 ЖКХ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, и с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.02.2016 постановление мирового судьи от 20.10.2015 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Морозов В.С., ссылаясь на устранение выявленных административным органом нарушений, выразившихся в неуказании в квитанциях-извещениях сведений о суммарном объеме по коммунальной услуге отопление, считает достигнутой предупредительную цель данного административного производства, в связи с чем применение меры административного наказания в виде штрафа повлечет неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести совершенного правонарушения и степени его вины, и с учетом отсутствия в материалах дела доказательств существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения ущерба собственникам помещений в данном многоквартирном доме, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) и устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подп. "ж" п. 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 признаны утратившими силу "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, с 01.09.2012 года (со дня вступления в силу Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354) за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016 года.
Согласно п. 21 Правил порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры.
Подпунктом "е" пункта 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, установлены требования к платежным документам, в соответствии с которыми в платежном документе указываются: общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период; показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса; суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
2.
Нарушение организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом находится на обслуживании ООО "УК N 1 ЖКХ", имеющего лицензию от 22.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
24.09.2015 при проведении главным специалистом контрольно-аналитического управления государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения N ТАвз-2139553 от 13.08.2015 и.о. руководителя государственной жилищной инспекции "адрес" проверки изложенных в обращении от 10.08.2015 сведений о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, установлено, что, в нарушение подп. "е" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), подп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416), в платежных документах за июнь, июль 2015 года, выставленных ООО "УК N 1 ЖКХ" потребителям дома "адрес" отсутствуют показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, суммарный объем по коммунальной услуге отопление (тепловая энергия), предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 24.09.2015 N ТАвз-2139553 и послужили основанием для составления 28.09.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" в отношении ООО "УК N 1 ЖКХ" протокола N ТАвз-2139553 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что ООО "УК N 1 ЖКХ" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N ТАвз-2139553 от 28.09.2015 об административном правонарушении (л.д.3-5); уведомление (вызов) от 24.09.2015 о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой о получении данного уведомления ООО "УК N 1 ЖКХ" (л.д.7-8); акт проверки от 24.09.2015 (л.д.10-13); квитанции-извещения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за июнь, июль 2015 года (л.д.15,16); распоряжение N ТАвз-2139553 от 13.08.2015 и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении проверки в отношении ООО "УК N 1 ЖКХ" (л.д.20-22); копия обращения жильца "адрес", поступившего 10.08.2015 в государственную жилищную инспекцию Самарской области (л.д.24), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "УК N 1 ЖКХ" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "УК N 1 ЖКХ" состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, устранение выявленных нарушений, и пришел к обоснованному выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
Мировым судьей, в нарушение ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, при наличии в санкции ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ минимального размера административного штрафа для юридических лиц 150 000 рублей назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, т.е. менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного указанной статьей. Однако, поскольку указанное нарушение КоАП РФ не устранено судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, в настоящее время судом надзорной инстанции данное нарушение также не может быть устранено, поскольку согласно ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, изменение вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 20.10.2015 постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 10.02.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Доводы надзорной жалобы о малозначительности правонарушения и возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ не состоятельны, поскольку совершенное юридическим лицом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, и не может быть признано малозначительным.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13,30.17 ч.2 п.1,30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 20.10.2015 и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.02.2016 в отношении ООО "УК N 1 ЖКХ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу генерального директора ООО "УК N 1 ЖКХ" Морозова В.С. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.