Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N жилищно-коммунального хозяйства" Морозова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 11.11.2015 и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 25.01.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
установил:
24.09.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК N ЖКХ") Морозова В.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 11.11.2015 должностное лицо - генеральный директор ООО "УК N ЖКХ" Морозов В.С., признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и с учетом положений чч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 25.01.2016 постановление мирового судьи от 11.11.2015 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Морозов В.С., указывая на наличие в материалах дела акта от 09.11.2015, подтверждающего устранение выявленных административным органом нарушений, считает достигнутой предупредительную цель данного административного производства, в связи с чем применение меры административного наказания в виде штрафа повлечет неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести совершенного правонарушения и степени его вины, и с учетом отсутствия в материалах дела доказательств существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения ущерба собственникам помещений в данном многоквартирном доме, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с чч.1,2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подп. "а" п.11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно пп.11,12,13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290), в целях надлежащего содержания несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома управляющая организация обязана выполнять следующие виды работ: в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов проводить проверку состояния внутренней отделки, при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию устранить выявленные нарушения; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных
2.и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт, в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении).
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от 05.11.2014 находится на обслуживании ООО "УК N ЖКХ", имеющего лицензию от 22.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании приказа от 18.03.2015 Морозов В.С. назначен на должность генерального директора ООО "УК N ЖКХ".
22.09.2015 при проведении государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" на основании выданного заместителем руководителя - руководителем Западного управления жилищного надзора распоряжения N ТАвз-2141193 от ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки сведений, изложенных в обращении жильца "адрес" от 26.08.2015, установлено, что, в нарушение п.11,12,13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170), п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), а также условий договора N 1 от 05.11.2014 управления многоквартирным домом, по адресу: "адрес", в данном МКД имеются трещины штукатурного слоя, отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен подъезда N на лестничных клетках между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9 этажами; неисправность покрытия лифта в подъезде N - износ линолеума, остекление в одну нить, трещины стекол оконных блоков на лестничных клетках, отсутствие фурнитуры на окнах лестничных клеток.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 22.09.2015 N ТАвз-2141193 и послужили основанием для составления 24.09.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" в отношении генерального директора управляющей организации ООО "УК N ЖКХ" Морозова В.С. протокола N ТАвз-2141193 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом Морозовым В.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N ТАвз-2141193 от 24.09.2015 об административном правонарушении (л.д.2-3); приказ от 18.03.2015 о назначении Морозова В.С. на должность генерального директора ООО "УК N ЖКХ" (л.д.5); уведомление (вызов) от 22.09.2015 о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой о получении 23.09.2015 данного уведомления ООО "УК N ЖКХ" (л.д.6); акт проверки от 22.09.2015 (л.д.7-8); обращение жильца "адрес" ФИО1, поступившее 26.08.2015 в государственную жилищную инспекцию (л.д.30-31); распоряжение N ТАвз-2141193 от 28.08.2015 заместителя руководителя - руководителя Западного управления жилищного надзора о проведении проверки в отношении ООО "УК N ЖКХ" (л.д.29); уведомление от 21.09.2015 о проведении внеплановой выездной проверки с отметкой о получении 21.09.2015 ООО "УК N ЖКХ" (л.д.28); договор управления многоквартирным домом от 05.11.2014, заключенный между ООО "УК N ЖКХ" и собственниками помещений в многоквартирном "адрес" (л.д.12-27), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности генерального директора ООО "УК N ЖКХ" Морозова В.С. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм допущенное нарушение свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом - руководителем ООО "УК N ЖКХ" Морозовым В.С., не осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия, в том числе по своевременной проверке внутренней отделки многоквартирных домов, содержания полов помещений, оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме и проведению восстановительных работ, и не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей бездействие должностного лица Морозова В.С. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии генерального директора ООО "УК N ЖКХ" Морозова В.С. состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, личность должностного лица Морозова В.С., а также устранение выявленных нарушений, в подтверждение чего представлен акт от 09.11.2015, и пришел к обоснованному выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 11.11.2015 постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 25.01.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Доводы надзорной жалобы о малозначительности правонарушения и возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ не состоятельны, поскольку совершенное Морозовым В.С. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
3.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13,30.17 ч.2 п.1,30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 11.11.2015 и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 25.01.2016 в отношении генерального директора ООО "УК N ЖКХ" Морозова В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу Морозова В.С. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.