Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 70" г.о. Самара Назарян М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 30.09.2015 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 18.02.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 30.09.2015 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 70" г.о. Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 18.02.2016 постановление мирового судьи от 30.09.2015 изменено путем переквалификации действий юридического лица с ч.14 ст.19.5 КоАП РФ на ч.13 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей в связи с отсутствием в действиях МБДОУ "Детский сад N 70" признака повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
В надзорной жалобе заведующая МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара Назарян М.В., указывая, что МБДОУ "Детский сад N 70" является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансирование которого осуществляется из бюджета г.о.Самара, эксплуатируемое с 1937 года здание реконструкции не подвергалось, тогда как для выполнения требования предписания о расширении эвакуационных выходов необходимо проведение именно реконструкции, которая невозможна поскольку объемно-планировочное решение здания не предусматривает возможности увеличения ширины дверных проемов, расположенных в несущих стенах здания, просит отменить состоявшиеся судебные решения в связи с отсутствием в действиях МБДОУ "Детский сад N 70" состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что имеются основания для удовлетворения жалобы.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проверки, проведенной в период с 29 июля по 1 августа 2014 года инспекторами отделения (по "адрес") отдела надзорной деятельности г.о.Самара-государственными инспекторами г.о.Самара по пожарному надзору в отношении МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара по адресу: "адрес", выявлены нарушения ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п.5.2.14 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п.6.16 СНиП 21-01-97*, выразившиеся в том, что ширина эвакуационного выхода из помещения средней группы 1-го этажа (79см), эвакуационного выхода из помещения младшей группы 1-го этажа (79см), 1-го и 2-го эвакуационного выхода из помещения подготовительной группы 2-го этажа (79см, 79см), 1-го и 2-го эвакуационного выхода из помещения старшей группы 2-го этажа (79см, 77см) менее 1,2м.
01.08.2014 указанными должностными лицами в адрес МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара выдано предписание N 2686/1/1 по устранению указанных нарушений в срок до 08.07.2015.
В ходе проверки, проведенной старшим инженером отдела надзорной деятельности г.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по "адрес" по распоряжению заместителя главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о.Самара, в период с 19 по 20 августа 2015 года установлено невыполнение МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара в установленный срок предписания N 2686/1/1 от 01.08.2014 и составлен протокол об административном правонарушении о невыполнении юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из буквального толкования диспозиции ч.13 ст.19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона данного состава административного правонарушения, состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
В соответствии с п.1.1 СНиП 21-01-97* (принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно п.1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется п.8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с п.8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и
2.
здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу п.4.3 данных Правил и п.8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Из материалов административного дела следует, что здание, расположенное по адресу: "адрес", построено и введено в эксплуатацию в 1937 году, что следует из технического паспорта (л.д.94-99).
Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, после введения в действие СНиП 21-01-97* не имеется, а нарушения правил пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от 01.08.2014, невыполнение которых вменено МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара, связаны с расширением эвакуационных выходов, то есть, связаны с конструктивным изменением здания. Кроме того, в материалах дела имеется ответ от 10.02.2016, выданный МБУ "адрес" " "данные изъяты"", о том, что объемно-планировочное решение здания не предусматривает возможность увеличить ширину эвакуационных выходов, поскольку они расположены в несущих стенах здания, обеспечивающих пространственную жесткость конструкции, а в верхней части ограничены несущими перемычками.
Следовательно, МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара, эксплуатирующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать СНиП 21-01-97* в части требований пожарной безопасности, относящихся к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, что свидетельствует о незаконности предписания N 2686/1/1 от 01.08.2014 отдела надзорной деятельности "адрес" г.о. Самара ГУ МЧС России по "адрес".
При этом к надзорной жалобе приложено заключение о независимой оценке пожарного риска, выполненное 30.11.2011 ООО " "данные изъяты"" (свидетельство об аккредитации N, выдано 24.12.2010 со сроком действия до 24.12.2015), согласно которому при проведении расчета индивидуального пожарного риска установлено, что величина индивидуального пожарного риска меньше предельно допустимого значения; на объекте защиты- здания МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара, расположенного по адресу: "адрес", выполняются условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Судебными инстанциями при рассмотрении данного административного дела законность предписания должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, не проверялась, в связи с чем МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара необоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения и, согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В соответствии с п.4 ч.2 с.30.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 30.09.2015 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 18.02.2016, вынесенные в отношении МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
постановил:
надзорную жалобу заведующей МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара Назарян М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 30.09.2015 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 18.02.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении МБДОУ "Детский сад N 70" г.о. Самара отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.