Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Пчелкиной Т.А. - представителя главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Советского, Самарского районов ООО " ЖКС" Титова А.С. на постановление мирового судьи судебного участка N56 Советского судебного района г. Самары от 12.02.2016 г. и решение Советского районного суда г.Самара от 14.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка 56 Советского судебного района г. Самары от 12.02.2016 г. главный инженер Железнодорожного, Октябрьского, Советского, Самарского районов ООО " ЖКС" Титов А.С признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнут административному наказанию с применением положений ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности и имущественного положения Титова А.С., в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Самара от 14.03.2016 г. постановление мирового судьи от 12.02.2015 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Пчелкина Т.А.: указывая, что ООО " ЖКС" является членом саморегулируемых организаций НП "Национальный Жилищный Конгресс", Некоммерческое Партнерство "Национальная ассоциация организаций ЖКХ", которые, в нарушение п.18 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 не были уведомлены о проведении проверки; что многоквартирный дом, находящийся в управлении ООО "ЖКС", не относится к местам осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленные в ходе проверки нарушения являются основанием для привлечения главного инженера ООО "ЖКС" к административной ответственности только по ст. 7.23.3 КоАП РФ, - просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по административному делу прекратить за отсутствием в действиях главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Советского, Самарского районов ООО "ЖКС" Титова А.С. состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 г. "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п.7 которого в данный перечень включены: работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов - проверка кровли на отсутствие протечек, незамедлительное устранение неисправности кровельного покрытия, приводящих к протечкам над квартирами в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в рамках проверки поступившего обращения жильцов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о непроведении ремонта кровельного покрытия, приводящего к протечкам в "адрес" указанного дома, специалистом 1-й категории государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя - руководителя центрального управления надзора государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО " ЖКС", главным инженером Железнодорожного, Октябрьского, Советского, Самарского районов которого являлся Титов А.С., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что ООО " ЖКС" допущены нарушения п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N1110, п.7 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290, выразившиеся в непринятии мер по устранению неисправности кровельного покрытия (наличии трещин), в том числе в месте примыкания вентканала с кровельным покрытием над квартирой N16, наличие следов протечек на стене жилой комнаты, на потолке кухни.
По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором "адрес" ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Советского, Самарского районов ООО " ЖКС" Титова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что главным инженером Железнодорожного, Октябрьского, Советского, Самарского районов ООО " ЖКС" Титовым А.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - руководителя центрального управления надзора государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "ЖКС" (л.д.17); уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной проверки, с отметкой о получении ООО "ЖКС" данного уведомления ДД.ММ.ГГГГ вх. N г. (л.д.16); обращение жильцов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ вх. Nц по факту не принятия мер по устранению неисправности кровельного покрытия над квартирой N, приводящей к протечкам (л.д.20); акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12); уведомление о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой о получении представителем ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ ( "адрес",10); договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО ЖКС" и собственниками помещений многоквартирного "адрес" (л.д.25), приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Титова А.С. на должность главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС" (л.д.46) квалификационный аттестат, выданный ДД.ММ.ГГГГ г. Титову А.С. сроком на 5 лет на основании успешно сданного квалификационного экзамена комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в "адрес" (л.д.61); лицензия N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО "ЖКС" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.24), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС" Титова А.С. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении в судебных инстанциях представитель ООО "ЖКС" не отрицал факт выявленных в ходе проверки нарушений.
Утверждения о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", находящийся в управлении ООО "ЖКС", не относится к местам осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленные в ходе проверки нарушения являются основанием для привлечения к административной ответственности главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС" Титова А.С. только по ст.7.23.3 КоАП РФ, основаны на неверном толковании представителем ООО "ЖКС" норм права.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ. Одним из лицензионных требований является регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "ЖКС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N по "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЖКС" обязано оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 26).
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований к административной ответственности могут быть привлечены как должностные лица, так и юридические лица.
Согласно п.3.1 должностной инструкции главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС", главный инженер обязан: осуществлять контроль за техническим обслуживанием жилищного фонда (техническое обслуживание конструкций, элементов, узлов, инженерного оборудования здания и др.) подрядными организациями; в соответствии с бизнес-планами предприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу руководить мероприятиями по капитальному и текущему ремонту домовых систем; осуществлять контроль за техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг (л.д.49-50).
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями квалификация правонарушения и субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, определены верно.
Доводы надзорной жалобы о неуведомлении о проведении внеплановой проверки саморегулируемых организаций НП "Национальный Жилищный Конгресс", Некоммерческое Партнерство "Национальная ассоциация организаций ЖКХ", к членам которых относится ООО "ЖКС", не являются основанием, влекущим отмену или изменение судебных решений. Невыполнение содержащегося в ч.18 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требования об уведомлении саморегулируемой организации о проведении внеплановой проверки не отнесено к грубым нарушениям, установленным ч.2 ст.20 указанного закона, влекущим недействительность результатов проверки. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что административный орган на момент проведения проверки располагал сведениями, что управляющая компания является членом конкретной саморегулируемой организации.
Согласно материалам дела, ООО "ЖКС" о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки своевременно уведомлялось государственной жилищной инспекцией Самарской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС" Титова А.С. сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 12.02.2016 г. судьей Советского районного суда г.Самара дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 14.03.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС" Титова А.С. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "ЖКС" Титова А.С. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей и судьей Советского районного суда г. Самара не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО "Жилищно-коммунальная система" Титова А.С. не усматривается, наказание назначено с применением положений ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и материального положения должностного лица, при наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, но не менее половины его минимального размера. Оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N56 Советского судебного района г. Самары от 12.02.2016 г. и решение Советского районного суда г.Самара от 14.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО " ЖКС" Титова А.С. оставить без изменения, надзорную жалобу Пчелкиной Т.А. - представителя главного инженера Железнодорожного, Октябрьского, Самарского районов ООО " ЖКС" Титова А.С. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.