Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя директора Советского района ООО " ЖКС" Фомичева С.В. на постановление мирового судьи судебного участка N57 Советского судебного района г. Самары от 03.12.2015 г. и решение Советского районного суда г.Самары от 12.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N57 Советского судебного района г. Самары от 03.12.2015 г. директор Советского района ООО " ЖКС" Фомичев С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Самары от 12.01.2016 г. постановление мирового судьи от 03.12.2015 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Николаева К.А., указывая, что допущены нарушения при проведении проверки, лицензионные требования, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическим лицом не нарушены, подтопление подвального помещения происходит в связи с неисправностью бесхозной и брошенной канализационной линии, проложенной до момента постройки дома, данная канализационная линия не относится к общему имуществу многоквартирного дома, при назначении наказания суд не учел материальное положение Фомичева С.В., нахождение на иждивении двоих несовершеннолетних детей, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п.2 которого в данный перечень включены: работы, выполняемые в зданиях с подвалами - проверка состояния помещений подвалов, принятие мер, исключающих подтопление, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Согласно п.4.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в рамках проверки поступившего обращения жильца "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по факту не принятия мер по предотвращению затопления подвала в указанном доме государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ NССов-2142781 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Жилищно-коммунальная система", директором которого в "адрес" является Фомичев С.В., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что ООО " ЖКС" допущены нарушения п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N1110, п.2 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290, п. 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, выразившиеся в непринятии мер по устранению затопления подвального помещения в подъезде "адрес", вследствие которого происходит замачивание грунта и конструкций в указанном помещении.
По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора "адрес" ООО " ЖКС" Фомичева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что директором "адрес" ООО " ЖКС" Фомичевым С.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "ЖКС" (л.д.20); уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки, с отметкой о получении ООО "ЖКС" данного уведомления ДД.ММ.ГГГГ вх. N г. (л.д.19); обращение жильца "адрес" в государственную жилищную инспекцию Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по факту не принятия мер по предотвращению затопления подвала в подъезде N "адрес" (л.д.22); акт проверки NССов-2142781 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16); уведомление о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой о получении представителем ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ ( "адрес"); договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО "ЖКС" и собственниками помещений многоквартирного "адрес" (л.д.14), приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Фомичева С.В. на должность директора "адрес" ООО "ЖКС" (л.д.9); квалификационный аттестат, выданный ДД.ММ.ГГГГ Фомичеву С.В. сроком на 5 лет на основании успешно сданного квалификационного экзамена комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Самарской области (л.д.10); лицензия N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО "ЖКС" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.6), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Утверждения о том, что подтопление подвального помещения в "адрес" происходит в связи с неисправностью бесхозной и брошенной канализационной линии, проложенной до момента постройки дома и данная канализационная линия не относится к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем не относится к нарушениям ООО "ЖКС" лицензионных требований, перечисленных в п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, основаны на неверном толковании представителем Николаевой К.А. норм права.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ.
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "ЖКС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация ООО "ЖКС" обязана: оказывать собственникам жилых помещений услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе помещений подвалов (л.д. 14).
Доказательств, подтверждающих принятие мер по устранению подтопления подвального помещения подъезда "адрес" до проведения проверки, ООО "ЖКС" не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований к административной ответственности могут быть привлечены как должностные лица, так и юридические лица.
Согласно п.2.1 должностной инструкции директора "адрес" ООО "ЖКС", директор обязан: осуществлять контроль исполнения подчиненными сотрудниками и подразделениями приказов и распоряжений генерального директора, выполнения договорных обязательств перед собственниками помещений; организовать безусловное исполнение подчиненными подразделениями и подрядными организациями обязательств по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении (л.д.11).
Фомичев С.В., являясь директором "адрес" ООО "ЖКС", осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом "адрес", несущей ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, не предприняв мер, необходимых для устранения подтопления подвального помещения подъезда N, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, допустил нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями квалификация правонарушения и субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, определены верно.
Доводы в жалобе о том, что государственной жилищной инспекцией нарушены положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки ООО "ЖКС", проведение проверки не согласовано с прокуратурой, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пп. "в" п.2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В материалах дела имеется обращение жителя многоквартирного дома "адрес" в адрес государственной жилищной инспекции Самарской области вх. Nц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) по факту нарушения ООО "ЖКС" прав жильцов указанного многоквартирного дома при предоставлении коммунальных услуг и содержании общего имущества дома.
В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона N294-ФЗ с органом прокуратуры требуется согласование внеплановой выездной проверки юридических лиц, которая проводится по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п.2 ч.2 ст.10 данного Федерального закона. В отношении ООО "ЖКС" проверка проводилась по основанию, предусмотренному пп. "в" п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания считать, что государственной жилищной инспекцией "адрес" нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 03.12.2015 г. судьей Советского районного суда г.Самара дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 12.01.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей и районным судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N57 Советского судебного района г. Самары от 03.12.2015 г. и решение Советского районного суда г.Самары от 12.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении директора "адрес" ООО " ЖКС" Фомичева С.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя директора "адрес" ООО " ЖКС" Фомичева С.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.