Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя директора Советского района ООО " ЖКС" Фомичева С.В. на постановление мирового судьи судебного участка N57 Советского судебного района г. Самары от 04.12.2015 г. и решение Советского районного суда г.Самары от 20.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N57 Советского судебного района г. Самары от 04.12.2015 г. директор Советского района ООО " ЖКС" Фомичев С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Самары от 20.01.2016 г. постановление мирового судьи от 04.12.2015 г. изменено, на основании ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности и имущественного положения Фомичева С.В., размер назначенного административного штрафа снижен до 25 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Николаева К.А., указывая, что допущены нарушения при проведении проверки, лицензионные требования, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическим лицом не нарушены, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п.18 и п.20 которого в данный перечень включены: работы, выполняемые для надлежащего содержания отопления в многоквартирных домах - постоянный контроль параметров теплоносителя и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования в многоквартирном доме - техническое обслуживание и ремонт осветительных установок, наладка электрооборудования.
Согласно п.4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 лестничные клетки должны быть освещены.
Согласно п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках.
Согласно п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 при эксплуатации системы центрального отопления жилых домов должен обеспечиваться: равномерный прогрев всех нагревательных приборов, наладка системы отопления.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в рамках проверки поступившего обращения жильцов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (неисправность осветительных приборов в подъездах, нерабочее состояние полотенцесушителей) государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя - руководителя жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ NССов-2143555 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО " ЖКС", директором которого в "адрес" является Фомичев С.В., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что ООО " ЖКС" допущены нарушения п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N1110, п.18,20 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290, п.п. 4.8.14, 5.6.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, выразившиеся в неисправности осветительных приборов на лестничной клетке 3,5-го этажей в подъезде N (система освещения не работает); в нерабочем состоянии полотенцесушителей в квартирах N N (не прогреваются).По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора "адрес" ООО " ЖКС" Фомичева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что директором "адрес" ООО " ЖКС" Фомичевым С.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N заместителя руководителя - руководителя жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "ЖКС" (л.д.14); уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки, с отметкой о получении ООО "ЖКС" данного уведомления ДД.ММ.ГГГГ вх. N г. (л.д.13); обращение жильцов "адрес" в прокуратуру "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ (неисправности осветительных приборов в подъездах, нерабочем состоянии полотенцесушителей) (л.д.23); сопроводительное письмо прокурора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ц о направлении обращения жильцов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ в государственную жилищную инспекцию Самарской области для принятия мер (л.д.23); акт проверки N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8); уведомление о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой о получении представителем ООО "ЖКС" ДД.ММ.ГГГГ ( "адрес"); договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО ЖКС" и собственниками помещений многоквартирного "адрес" (л.д.11), приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Фомичева С.В. на должность директора "адрес" ООО "ЖКС" (л.д.22); квалификационный аттестат, выданный ДД.ММ.ГГГГ Фомичеву С.В. сроком на 5 лет на основании успешно сданного квалификационного экзамена комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Самарской области (л.д.21); лицензия N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО "ЖКС" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.16), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "ЖКС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N по "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая организация ООО "ЖКС" обязана: оказывать собственникам жилых помещений услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе подъездов, электрооборудования; предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе по теплоснабжению (л.д. 11).
Из материалов административного дела следует, что ООО "ЖКС" не были приняты все необходимые меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома, предусмотренные ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, тем самым нарушены требования п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N1110.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований к административной ответственности могут быть привлечены как должностные лица, так и юридические лица.
Согласно п.2.1 должностной инструкции директора "адрес" ООО "ЖКС", директор обязан: осуществлять контроль исполнения подчиненными сотрудниками и подразделениями приказов и распоряжений генерального директора, выполнения договорных обязательств перед собственниками помещений; организовать безусловное исполнение подчиненными подразделениями и подрядными организациями обязательств по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении (л.д.18).
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями квалификация правонарушения и субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, определены верно.
Доводы в жалобе о том, что государственной жилищной инспекцией нарушены положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки ООО "ЖКС", проведение проверки не согласовано с прокуратурой, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пп. "в" п.2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В материалах дела имеется обращение жителей многоквартирного "адрес" в адрес прокуратуры "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23) по факту нарушения ООО "ЖКС" прав жильцов указанного многоквартирного дома при предоставлении коммунальных услуг и содержании общего имущества дома.
В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона N294-ФЗ с органом прокуратуры требуется согласование внеплановой выездной проверки юридических лиц, которая проводится по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п.2 ч.2 ст.10 данного Федерального закона. В отношении ООО "ЖКС" проверка проводилась по основанию, предусмотренному пп. "в" п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания считать, что Государственной жилищной инспекцией "адрес" нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 04.12.2015 г. судьей Советского районного суда г.Самара дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 20.01.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих изменить постановление мирового судьи со снижением на основании ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ размера штрафа, назначенного директору "адрес" ООО "ЖКС" Фомичеву С.В.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности директора "адрес" ООО "ЖКС" Фомичева С.В. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N57 Советского судебного района г. Самары от 04.12.2015 г., измененное решением Советского районного суда г.Самары от 20.01.2016 г. со снижением размера административного штрафа до 25 000 рублей и решение Советского районного суда г.Самары от 20.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении директора "адрес" ООО " ЖКС" Фомичева С.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Николаевой К.А. - представителя директора "адрес" ООО " ЖКС" Фомичева С.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.