Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Черемных Н. Н. на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2015 года по делу
по иску Черемных Н. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения г. Барнаула о признании отказа в восстановлении на учете в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черемных Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное, "адрес") *** от ДД.ММ.ГГ, возложении на ответчика обязанности восстановить ее в списках на получение жилой площади, предоставляемой по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходила военную службу в войсковых частях, размещенных в ЗАТО Сибирский. Приказом командира войсковой части *** *** от ДД.ММ.ГГ она уволена с военной службы в отставку. На момент увольнения истец с членами семьи проживала в квартире по адресу: "адрес", предоставленной по ордеру от ДД.ММ.ГГ ***.
ДД.ММ.ГГ она обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении в списках на получение жилой площади, предоставляемой по договору социального найма в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ, на том основании, что ранее состояла в списках очередников. При организации автоматизированной системы учета все военнослужащие и пенсионеры, состоящие в очереди на получение жилья по избранному месту жительства по линии Министерства обороны, не были перенесены в единую очередь.
Сославшись на п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункт "А" пункта 6 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" полагает, что имеет право на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В ответе от ДД.ММ.ГГ начальника отделения (территориальное "адрес") ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное, "адрес") *** Черемных Н.Н. в восстановлении в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, отказано.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2015 года исковые требования Черемных Н. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения "адрес" о признании отказа в восстановлении на учете в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Черемных Н.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов автор жалобы ссылается на то, что судом не исследовался в полном объеме факт обеспеченности жилым помещением по договору социального найма. Имеющиеся в материалах дела документы противоречат выводам суда о том, что предоставленная истцу квартира, расположенная по адресу: "адрес" "адрес" является муниципальной собственностью. Полагает, что положения Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80, не могли распространяться на нее, поскольку в рапорте она указывала на свое желание получить жилье по избранному месту жительства. В подтверждение этому к жалобе приложена копия рапорта, со ссылкой, что данный документ обнаружен истцом после вынесения решения судом первой инстанции. Также, указывает, что в ДД.ММ.ГГ году направляла рапорт на имя командира о включении в список очередников на получение жилья, была внесена в журнал учета (список) военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади под номером *** на получение жилья в г. Барнауле или города европейской части России, в дальнейшей запись о ней перенесена в журнал под номером ***. После подачи рапорта полагала, что была признана в качестве нуждающейся. В последующем истцу стало известно, что старые списки, где она состояла на учете, не перенесены в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма. Факт постановки на учет в качестве нуждающейся подтвержден при рассмотрении дела представленными оригиналами данных журналов. Также, заявитель указывает, что уволена с военной службы в запас по состоянию здоровья и имела безусловное право на выбор любого населенного пункта в Российской Федерации для проживания. В установленном порядке ею выражено желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, однако реализовать данное право не представилось возможным по независящим от нее причинам, в связи с изменением правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения в период увольнения с воинской службы, отсутствием информации о непередаче документов учетного дела на получение жилого помещения в автоматизированную систему учета.
В суде апелляционной инстанции истец Черемных Н.Н., представитель истца Чегодаева С.Н. на доводах апелляционной инстанции настаивали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, а также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установилкритерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 указанного Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такой же порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Черемных Н.Н. проходила военную службу с ДД.ММ.ГГ гола по ДД.ММ.ГГ.
Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГ Черемных А.А. на состав семьи: супруга "данные изъяты" и трое детей предоставлена квартира по адресу: "адрес" "адрес" "адрес".
ДД.ММ.ГГ между *** (наймодатель) и Черемных Н.Н. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения на вышеуказанную квартиру.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части *** ДД.ММ.ГГ *** Черемных Н.Н. уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья и исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлена на воинский учет с последующий убытием к избранному месту жительства. Общая продолжительность воинской службы Черемных Н.Н. в Вооруженных Силах РФ на ДД.ММ.ГГ составила *** лет *** месяцев *** дней.
В ДД.ММ.ГГ года Черемных Н.Н. обратилась в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГ гола *** Черемных отказано в принятии на учет.
Данное решение истцом оспорено в суде.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 25 марта 2014 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда Черемных Н.Н. отказано в удовлетворении требований, заявленных к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 2 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, войсковой части *** ЗАТо Сибирский о признании незаконным бездействия войсковой части *** по признанию Черемных Н.Н. и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях и по включению истца и членов ее семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; отмене решения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГ ***.
При разрешении вышеуказанного дела суд пришел к выводу о том, что Черемных Н.Н. не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья и намерения после увольнения быть обеспеченной жильем в избранном ином месте жительства.
ДД.ММ.ГГ Черемных Н.Н. обратилась с заявлением в отделение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о восстановлении в списках на получение жилой площади.
ДД.ММ.ГГ Черемных выдан отказ в восстановлении в списках на получение жилой площади, поскольку заявление о восстановлении на учете в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма подано истцом по истечении *** лет с момента исключения из списков личного состава воинской части, а также истцом не представлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете, а именно: рапорт комиссии воинской части, карточка учета военнослужащего и данные учета ФГКЭУ КЭЧ района о включении военнослужащего в базу "Учет".
Разрешая заявленные в настоящем деле требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела документами не подтверждается факт принятия истца в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе по избранному месту жительства, в период прохождения службы; во время прохождения военной службы и после увольнения истец была обеспечена жилым помещением по месту жительства; при увольнении не выразила надлежаще оформленного намерения быть обеспеченной жилым помещением в ином избранном месте жительства.
С учетом этого, руководствуясь положениями действующего законодательства, в том числе положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в восстановлении истца на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку вопреки доводам жалобы он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55,56,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы до достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, обязательным условием для предоставления жилых помещений указанным гражданам является принятие их до ДД.ММ.ГГ органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями п. *** Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещения по договору социального найма и служебных жилых помещений" за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно действовавшему на момент увольнения Черемных Н.Н. приказу Министра обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений с одновременным заведение на военнослужащего карточки учета жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему "Учет" (п. 26 Инструкции).
В соответствии с пунктами 27,28 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Военнослужащие включаются в списки очередников на получения жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых и утверждаемых командирами воинских частей.
Оценив представленные истцом доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что после поступления на службу ею подавался рапорт о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.
Не приняв в качестве доказательств постановки на учет представленные истцом журналы учета, суд обоснованно указал, что они не могут с достоверностью свидетельствовать о постановки на учет в отсутствие сведений о подаче Черемных Н.Н. соответствующего рапорта, решения комиссии по такому рапорту.
Кроме того, судом установлено, что во время прохождения Черемных Н.Н. военной службы она была обеспечена жилым помещение-квартирой по "адрес"
Данная квартира находится в муниципальной собственности, что было установлено вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что судом оставлены без внимание данные отраженные в справке и ответе администрации датированных ДД.ММ.ГГ годом являются несостоятельными, поскольку данный факт установлен судом на основании документов, выданных позднее.
Вместе с тем истцом не представлено доказательств того, что она пыталась решить вопрос об улучшении жилищных условий, в установленном порядке (через обращение в период службы в жилищную комиссию воинской части).
В связи с этим, утверждение в апелляционной жалобе о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, без выполнения вышеуказанных условий и без соблюдения порядка признания ее таковой, не может иметь значения для оценки законности отказа в восстановлении в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма.
Помимо этого, порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N ***.
Согласно пункту 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно пункту 16 Правил органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы права заявитель не представила суду доказательств, что при увольнении она обращалась с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки на учет как нуждающейся в получении жилого помещения либо для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представленная к апелляционной жалобе копия рапорта не может быть принята во внимание судебной коллегией, в виду отсутствия возможности проверки его подлинности и достоверности.
Вместе с тем, указанный рапорт не может бесспорно свидетельствовать о соблюдении установленного порядка постановки на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства.
Вопреки доводам жалобы разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия отмечает, что для реализации права на предоставление жилого помещения в собственность необходимо наличие совокупности юридически значимых фактов, таких как: признание в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обращение в предусмотренном законом порядке к уполномоченному лицу, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилья. Однако, наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении определенной законом процедуры обеспечения жильем, судом первой инстанции не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда по ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Черемных Н. Н. на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.