Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Кузнецовой С.В.,
Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.
Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б.В.П. на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года по делу
по иску Б.В.П. к администрации Топчихинского района Алтайского края о восстановлении в очереди на получение жилья, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.В.П. обратилась в суд с требованиями к администрации Топчихинского района Алтайского края о восстановлении в очереди на получение жилья с даты ее первоначального обращения, о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указала на то, что относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ДД.ММ.ГГ году она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как сирота.
Постановлением администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Б.В.П. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилого помещения по адресу: "адрес".
Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд, указывая, что незаконно была снята с учета, так как приобретенное ею в ДД.ММ.ГГ году жилое помещение, площадью *** кв.м, находилось в залоге по причине приобретения его на заемные денежные средства, которые должны были быть погашенными за счет средств материнского капитала. Ввиду того, что вступившим в законную силу решением суда с нее взысканы заемные на дом денежные средства и обращено на него взыскание, у истца отсутствует на праве собственности какое-либо жилое помещение.
Истец Б.В.П. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала. Указала, что является выпускницей детского дома "адрес". Приехала в "адрес" в *** лет, будучи беременной. В ДД.ММ.ГГ году ее поставили на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилье, как сироте, ей не было предоставлено. Так как на руках у нее было двое маленьких детей, в ДД.ММ.ГГ году ей пришлось покупать жилье с учетом того, что кредитные средства на дом будут погашены за счет средств материнского капитала. В этом же году она была лишена родительских прав в отношении детей, материнский капитал ей не был перечислен, решением суда с нее были взысканы заемные денежные средства и обращено взыскание на купленные дом и земельный участок. В результате указанных событий она не была обеспечена жильем.
Представитель ответчика администрации Топчихинского района Алтайского края в предварительном судебном заседании с иском не согласился. Указал, что, поскольку в 2012 году истица приобрела дом под средства материнского капитала, постольку ее сняли с учета на получение жилья, так как приобретенная площадь больше, чем учетная. Вступившее в это же время в законную силу решение суда о лишении родительских прав не позволило Пенсионному Фонду перечислить средства материнского капитала кредитной организации, предоставившей ипотечный займ.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласилась истица.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора не было учтено, что органы опеки и попечительства не проинформировали ее, а ввели в заблуждение относительно приобретения жилого помещения в "адрес" под средства материнского капитала, что привело к тому, что дом был изъят, а она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не принял суд во внимание, что до *** лет она была принята на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, однако по имевшим место обстоятельствам не приобрела жилье и была снята с учета как улучшившая свои жилищные условия.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы? судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводом суда обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции установлено, что Б.В.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По указанному основанию Б.В.П. была поставлена Топчихинской районной администрацией Алтайского края на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГ между КПК "Резерв" и Б.В.П. был заключен договор *** о предоставлении ипотечного займа в размере *** руб. на приобретение недвижимого имущества сроком на *** дня. В обеспечение исполнения обязательств по договору заемщик предоставляет в залог приобретаемое недвижимое имущество - земельный участок, площадью *** кв.м. и жилой дом, общей площадью *** кв.м, по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГ истцом был заключен договор купли-продажи указанного имущества. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГ денежные средства КПК "Резерв" были перечислены продавцу по договору. Истец зарегистрировала право собственности на объекты недвижимости.
Поскольку Б.В.П. свои обязательства по договору не исполнила, постольку решением Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с нее в пользу КПК "Резерв" была взыскана задолженность по договору в размере суммы займа *** руб. и процентов за пользование займом в размере *** руб. Также взысканы пени за просрочку, членские взносы, расходы по уплате государственной пошлины. На жилое помещение и земельный участок обращено взыскание путем продажи с публичных торгов.
Согласно сведениям Росреестра на дату рассмотрения спора в собственности истца объекты недвижимости не зарегистрированы.
Постановлением администрации Топчихинского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ истец была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с приобретением жилья по указанному выше адресу.
Рассматривая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца о восстановлении в очереди на получение жилья и возложении обязанности предоставить жилое помещение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГ (в редакции до ДД.ММ.ГГ), пришел к выводу, что в связи с приобретением жилья нуждаемость у Б.В.П. в улучшении жилищных условий отпала, поэтому она обосновано районной администрацией была снята с учета.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, так как он не соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на неверном применении норм материального права.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей в 2004-2005 годах) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до ДД.ММ.ГГ) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" в качестве формы обеспечения жильем данной категории граждан предусматривалось выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.
Действующая с ДД.ММ.ГГ редакция статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам, по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. При этом как действовавшее до ДД.ММ.ГГ законодательство, так и действующее с ДД.ММ.ГГ правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В силу ст.4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 136-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 (в том числе дети-сироты) настоящего Закона независимо от признания их малоимущими. Граждане, категории которых установлены настоящим Законом, признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма при условии:
1) наличия оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
2) проживания в одной комнате или в однокомнатной квартире лиц разного пола, за исключением супругов.
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Снятие граждан с учета нуждающихся осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Из материалов дела следует, что истица принималась на учет нуждающихся лиц в связи с отсутствие в собственности и на праве пользования жилого помещения.
Снятие истца с учета в силу ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от ДД.ММ.ГГ) возможно было только в случаях, перечисленных в указанной норме.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
На дату принятия ответчиком такого решения о снятии с учета - ДД.ММ.ГГ истица, несмотря на наличие зарегистрированного за ней права собственности на жилой дом, не могла быть отнесена к категории лиц, которые обеспечены жилой площадью свыше учетной нормы.
Из решения Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, пояснений истца и представителя ответчика при рассмотрении настоящего дела усматривается, что жилой дом по "адрес" был приобретен истцом из расчета погашения его стоимости средствами материнского капитала. Других источников оплаты стоимости дома у истца не было. Таким образом, волеизъявление истца при приобретении дома было направлено на обеспечение себя и двух малолетних детей жилым помещением.
Приобретение дома на заемные средства с обременением права собственности истца в виде залога дома и земельного участка, срок, на который заключен ипотечный заем - *** дня также означают, что истец намерена была приобрести жилое помещение на средства материнского капитала.
Следовательно, при принятии решения о снятии с учета органом местного самоуправления должны были быть оценены обстоятельства обеспеченности истца жилой площадью *** кв.м в приобретенном доме с учетом двух малолетних детей.
Наличие на момент снятия истца с учета нуждающихся судебного решения о лишении истца родительских прав в отношении детей и как следствие - невозможность получения истцом средств материнского капитала, невозможность погашения средств ипотечного займа и возможное обращение взыскания на заложенное имущество являются обстоятельствами, которые должны были быть оценены администрацией района при принятии решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Администрацией района, одновременно являющейся органом опеки и попечительства, на который возложены обязанности по обеспечению прав лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не были в полном объеме приняты меры, позволяющие истцу быть обеспеченным жилым помещением, исходя из гарантированного государством права на обеспечение жилой площадью такой категории граждан.
Вступившее в законную силу решение суда Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, на основании которого в результате обращения взыскания на жилой дом и земельный участок было прекращено право собственности истицы, является подтверждением того обстоятельства, что права истца, несмотря на ее своевременное обращение за разрешением вопроса о предоставлении жилого помещения (до *** лет) как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не были реализованы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком при принятии решения о снятии истица с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не были в полном объеме проверены все обстоятельства приобретения истцом жилого помещения по "адрес", объем возникших прав на указанное помещение и не дана оценка возможности сохранения истца на таковом учете в силу обеспеченности жилой площадью ниже установленных учетных норм в "адрес" и в связи с наличием обременений жилого помещения.
Поскольку ответчиком ни суду первой, ни апелляционной инстанции не были представлены доказательства приобретения истцом права на жилое помещение, которое бы исключало возможность обеспечения жилым помещением в соответствии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постольку судебная коллегия приходит к выводу о незаконности постановления администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и наличия оснований для восстановления истца на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действовавший до ДД.ММ.ГГ Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, предусматривал, что органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до ДД.ММ.ГГ и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что истец не лишена права на включение в соответствии с действующим законодательством в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Данный Список ведется Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с действующим в настоящее время Порядком обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части отказа в восстановлении истца на учете в администрации Топчихинского района Алтайского края в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части отказа в предоставлении жилого помещения судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку администрация Топчихинского района Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по указанным требованиям.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Б.В.П. на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года удовлетворить в части.
Решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года по иску Б.В.П. к администрации Топчихинского района Алтайского края о восстановлении в очереди на получение жилья, возложении обязанности предоставить жилое помещение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о восстановлении в очереди на получение жилья.
Принять в указанной части новое решение.
Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края восстановить Б.В.П., относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете в администрации Топчихинского района Алтайского края в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты принятия на учет, как незаконно снятую постановлением администрации Топчихинского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.