Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Бусиной Н.В., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Шаминой Ю.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску "адрес" прокурора в интересах Г.А.С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" прокурор обратился в суд с иском в интересах Г.А.С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что Г.А.С.., ДД.ММ.ГГ г.р. является лицом из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на меры государственной поддержки, установленные действующим законодательством РФ.
На основании Приказа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Г.А.С. поставлен на регистрационный учет как не имеющий закрепленного за ним жилого помещения из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГ Г.А.С. прекратил обучение в КГБПОУ "Политехнический техникум "адрес"", однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
В связи с чем, основания, предусмотренные ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для обеспечения Г.А.С. жилым помещением возникли.
По указанным основаниям, прокурор просит обязать ответчика предоставить Г.А.С. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования "адрес" площадью не менее "данные изъяты" кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования "адрес" прокурора в интересах Г.А.С. удовлетворены.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" возложена обязанность предоставить Г.А.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м., если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м., в границах муниципального образования "адрес" отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права, а именно неверно истолкован закон и не применен закон, подлежащий применению.
В обоснование указывает, что сведения об истце включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (реестровая запись *** от ДД.ММ.ГГ). Вывод суда о возложении обязанности на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда является преждевременным, поскольку его права не нарушены, так как жилые помещения такого фонда предоставляются указанной категории граждан согласно списку, сформированному по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014-2020 годы. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения, суд нарушил права неопределенного круга лиц, включенных в такие списки ранее истца. Кроме того, при вынесении решения суд не учел, что для его исполнения необходимо дополнительное время для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просил оставить решение суда без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Т.Я.В. возражала против отмены решения суда, представила письменное ходатайство о вынесении в адрес ответчика частного определения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения прокурора на жалобу, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** несовершеннолетний Г.А.С. поставлен на регистрационный учет как не имеющий закрепленной за ним жилой площади.
Согласно уведомлению Управления "адрес" по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ Г.А.С ... включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления - ДД.ММ.ГГ.
Согласно справки Комитета по образованию администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ Г.А.С ... относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготы, обеспеченные Федеральным законом N 159 от 04.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из справки КГБПОУ "Политехнический техникум "адрес"" от ДД.ММ.ГГ Г.А.С. с ДД.ММ.ГГ зачислен в состав обучающихся группы Т-8, на основании приказа от ДД.ММ.ГГ ***-к за неуспеваемостью по предметам отчислен из состава обучающихся.
Согласно сведений филиала ФГУП "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю Г.А.С. недвижимого имущества на территории Алтайского края не имеет.
Таким образом, Г.А.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Также из материалов дела следует, что в настоящее время Г.А.С. зарегистрирован и проживает по "адрес", в "адрес"
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Г.А.С. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавший свое право на получение жилого помещения, подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводам жалобы о том, что удовлетворением исковых требований суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных в Список ранее истца, судом первой инстанции уже была дана надлежащая оценка, в связи с чем судебная коллегия не принимает их во внимание.
Довод жалобы о том, что для исполнения решения суда потребуется дополнительное время, судебной коллегией также не принимается как не имеющий правового значения.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Оснований для вынесения частного определения в адрес ответчика судебная коллегия не находит, разрешая конкретные обстоятельства дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.