Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,
судей: Габитовой А.М.,
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 - начальника управления пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
Решение ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" РБ от "дата" "N ... " об отказе в перерасчете пенсии К.А.Ф. признать незаконным.
Включить в страховой стаж К.А.Ф. период работы в СКФХ " С." с "дата" по "дата".
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" РБ произвести К.А.Ф. перерасчет размера страховой пенсии по старости с "дата".
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.Ф. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан о признании отказа в перерасчете размера трудовой пенсии по старости незаконным и обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом трудового стажа, указав в обоснование заявленных требований, что с "дата" по "дата" он являлся членом союза крестьянских фермерских хозяйств "Сухайлинский", является получателем страховой пенсии по старости. Истец "дата" обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии со ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как ему стало известно, что упомянутый период работы не был засчитан в страховой стаж.
Решением комиссии пенсионного фонда истцу отказано в перерасчете трудовой пенсии, в связи с тем, что не вносились страховые взносы в пенсионный фонд за спорный период.
Ссылаясь на правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года N555, пункта 6 ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990 года N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", истец указал, что периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждается трудовой книжкой и документами территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит отменить решение суда, не соглашаясь с выводами суда, настаивая на отсутствии у истца права на перерасчет страховой пенсии, включив период работы в качестве водителя в крестьянском фермерском хозяйстве " С.".
Изучив материалы дела, выслушав В.Д.А. - представителя пенсионного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения К.А.Ф. на апелляционную жалобу пенсионного органа, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положениями ст.89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорный период, было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.В силу пунктов 1, 6 ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего в спорный период времени, глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства; время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Из материалов дела усматривается, что пенсионный орган в зачете периода работы в качестве водителя в Союзе крестьянских фермерских хозяйств " С." с "дата" по "дата" в страховой стаж отказал по причине отсутствия уплаты страховых взносов в пенсионный орган (л.д. 15).
Действительно, отсутствуют персонифицированные сведения о начисленных и выплаченных страховых взносах в пенсионный орган юридическим лицом Союз крестьянских фермерских хозяйств " С." за работающих членов хозяйства в пенсионный орган до "дата", когда уплата страховых взносов в пенсионный фонд РФ является обязательным условием для зачета в общий стаж работы, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года N1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ", крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года.
Однако Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N348-1 от 22 ноября 1990 года не предусматривала обязанности граждан, являющихся членами крестьянского хозяйства, самостоятельно уплачивать за себя взносы по социальному страхованию.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств были обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, возложена ли на них обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы по другим основаниям.
Об этом же изложена правовая позиция в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 года N950-О-О, указав, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию.
С учетом указанных фактических обстоятельств дела, положений вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика, с учетом положений ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-ФЗ, обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии истца.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали бы его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционная жалоба не содержит, а потому по ее доводам основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Крыгина
Судьи: А.М. Габитова
Р.Р. Нурмухаметова
Справка: судья Маликова А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.