Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Крыгиной Т.Ф.
судей: Габитовой А.М.,
Нурмухаметовой Р.Р.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Салихова И.А. - Романовой Е.В. на решение Кировского районного суда г.Уфы РБ от 20 января 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Салихова И.А. к Министерству здравоохранения РБ об отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов - отказать.
Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салихов И.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РБ о восстановлении на работе. В обосновании требований указал, что работал в должности директора ГУП Санаторий " ... " с ... г. Трудовой договор расторгнут ... г. в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ, издан приказ N ... от ... г. С данным приказом, как и с основанием своего увольнения он не согласен по следующим обстоятельствам. ... г. с истцом был заключен трудовой договор, который регулировал отношения между органом исполнительной власти - Министерством здравоохранения РБ и директором предприятия, то есть истцом. Трудовой договор был заключен на срок с ... по ... г. Далее с истцом были заключены дополнительные соглашения сроком с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему согласовывались с Министерством земельных и имущественных отношений РБ как с собственником имущества. При его увольнении приказ был издан органом исполнительной власти, собственник имущества - Министерство земельных и имущественных отношений РБ никаких приказов не издавал, согласований также не было, аттестационная комиссия своих заключений не давала. Основанием для увольнения стало решение собственника имущества, однако никакого решения собственник имущества не принимал. На основании изложенного истец просил отменить приказ Министерства здравоохранения РБ N ... от ... г. восстановить истца на работе в должности директора ГУП Санаторий " ... ", взыскать средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, взыскать с в счет компенсации морального вреда ... руб., расходы по оплате юридических услуг ... руб. и услуг нотариуса ... руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Салихова И.А. - Романовой Е.В. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что при увольнении приказ был издан органом исполнительной власти, собственник имущества - Министерство земельных и имущественных отношений РБ никаких приказов не издавал, согласований также не было, аттестационная комиссия своих заключений не давала.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Салихова И.А., представителя Салихова И.А. - Романову Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом между Министерством здравоохранения РБ в лице министра и Салиховым И.А. ... г. заключен трудовой договор N ... , в соответствии с условиями которого Салихов И.А. назначен на должность директора ГУП Санаторий " ... ". Срок действия трудового договора с ... по ... г. (п. ... ).
Приказом Министерства здравоохранения РБ N ... от ... г. Салихов И.А. принят на работу с ... г. на должность директора ГУП санаторий " ... ".
Дополнительным соглашением N ... от ... г. к трудовому договору N22 от ... г., заключенным между Министром здравоохранения РБ в лице министра и Салиховым И.А., п. 7.3 изложен в следующей редакции:"срок действия трудового договора с ... г. по ... г.".
Дополнительным соглашением N ... от ... г. к трудовому договору N ... от ... г. п. 7.3 изложен в следующей редакции:"срок действия трудового договора с ... г. по ... г.".
Приказом N ... от ... г. Салихов И.А. уволен с должности директора ГУП санаторий " ... " по п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Согласно акту N ... от ... г., Салихов И.А. ознакомившись с приказом, от подписания приказа отказался. Содержание приказа от ... N ... зачитано Салихову И.А. в слух. Содержание акта подтверждены подписями первого заместителя министра В.Р.Ф., начальника юридического отдела А.Ю.Р., начальника отдела кадровой политики государственной гражданской службы А.Г.Т.
Салихову И.А. произведена выплата компенсации за неиспользованные отпуска, компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка в соответствии со ст. 279 ТК РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Салихова И.А., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что приказ издан уполномоченным органом юридического лица - Министерством здравоохранения РБ,
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом проверен и довод Салихова И.А. о том, что приказ N ... от ... г. приказ издан не собственником имущества Министерством земельных и имущественных отношений РБ.
Так, судом указано, что Указом Президента РБ от 06.12.2005 N УП-550 "О ликвидации государственного учреждения Управление санаториями, курортами и домами отдыха Республики Башкортостан" (вместе с "Перечнем государственных унитарных предприятий, передаваемых в ведение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан"), передано в ведение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан государственные унитарные предприятия согласно приложению, в числе которых и ГУП санаторий " ... " РБ.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" при рассмотрении споров лиц, уволенных по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, судам следует учитывать, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по данному основанию может быть принято только уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом).
Уполномоченные органы юридического лица вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий руководителя организации в том случае, если это отнесено к их компетенции, определяемой в соответствии с федеральным законом и учредительными документами. В отношении руководителя федерального государственного унитарного предприятия такое решение принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке включения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" (пункт 8).
Судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 ТК РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ.
Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 ТК РФ), такое решение может быть признано незаконным (пункт 9).
Согласно Уставу ГУП санаторий " ... " утвержденного министром здравоохранения РБ ... г. и согласованным заместителем министра имущественных отношений РБ ... г., изменениями и дополнениями, утвержденными ... г., пункта 1.4 предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения РБ. Функции учредителя Предприятия осуществляют от имени Республики Башкортостан Министерство имущественных отношений РБ и Министерство здравоохранения РБ.
Пунктом 5.3.6 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 09.07.2014 N 310 предусмотрено, что министр здравоохранения Республики Башкортостан назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Министерства, его территориальных органов, руководителей организаций, находящихся в ведении Министерства.
Кроме того, согласно пункту 6.3 трудового договора N ... от ... г., трудовой договор может быть досрочно расторгнут в связи с принятием органом исполнительной власти такого решения в соответствии со статьей 278 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, функции учредителя ГУП санаторий " ... " осуществляют от имени Республики Башкортостан два Министерства: Министерство имущественных отношений РБ и Министерство здравоохранения РБ.
Поскольку ГУП санаторий " ... " находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения РБ, и ответчик Министерства здравоохранения РБ осуществляет функции учредителя ГУП санаторий " ... " от имени Республики Башкортостан, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения РБ является уполномоченным собственником органом и имеет право принимать решения о прекращении трудового договора с руководителем подведомственной ему организации.
Учитывая, что все причитающиеся истцу выплаты при увольнении, в том числе и компенсация, предусмотренная ст. 279 ТК РФ, произведены, с приказом об увольнении истец ознакомлен, суд правомерно указал о соблюдении порядка увольнения.
Является законным и обоснованным вывод суда о том, что оснований для удовлетворения требований истца об отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказ носит организационный характер и оснований для придания ему статуса решения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) о прекращении трудового договора, на основании которого прекращается трудовой договор по ч. 2 ст. 278 ТК РФ, а тем более Решением аттестационной комиссии, не имеется, не обоснован по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.4 Устава ГУП санаторий " ... " РБ, утвержденного Минздравом РБ и согласованного Минземимуществом РБ, санаторий находится в ведомственном подчинении Минздрава РБ.
В соответствии с пунктом 5.3.6 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан Министр здравоохранения Республики Башкортостан назначает на должность и освобождает от должности руководителей организаций, находящихся в ведении Министерства.
Согласно пункту 3.68 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35 "Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" Минземимущество РБ в соответствии с возложенными на него задачами согласовывает трудовые договоры, заключаемые с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.
Из вышеизложенного следует, что расторжение трудового договора с истцом произведено Минздравом РБ, как уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и согласование с Минземимуществом РБ не требуется.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" в отношении руководителя федерального государственного унитарного предприятия такое решение принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий".
ГУП санаторий " ... " РБ не является федеральным государственным унитарным предприятием.
В целях, повышения эффективности работы государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, принято постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 августа 2001 г. N 190 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан". Согласно данному постановлению при увольнении руководителя государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан проведение аттестации не предусмотрено.
Более того, довод в апелляционной жалобе о том, что увольнение не согласовано с Минземимуществом РБ опровергается в том числе возражениями на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, согласно которому последние просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салихова И.А. - без удовлетворения.
Таким образом, доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы от 20 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Салихова И.А. - Романовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Крыгина Т.Ф.
Судьи: Габитова А.М.
Нурмухаметова Р.Р.
Справка: судья Сиражитдинов И.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.