Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Крыгиной Т.Ф.,
судей: Нурисламовой Э.Р., Сафина Ф.Ф.,
при секретаре А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Д. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Д. к Министерству здравоохранения РБ о признании незаконным бездействия - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д. обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не ознакомлении Д. со сводными потребностями в лекарственных препаратах закупаемых за счет средств регионального и федерального бюджета, предоставленными поликлиникой "N" г. Уфы за все периоды "дата"; не направлении ему ответа на запрос в письме-ответе Минздрава РБ исх. "N" от "дата" информации о деятельности Минздрава РБ - Сводных потребностей в лекарственных препаратах закупаемых за счет средств регионального и федерального бюджета, предоставленными поликлиникой "N" г. Уфы за все периоды "дата".
В обоснование требований указано, что "дата" он обращался в Минздрав РБ по вопросу ознакомления его со сводными потребностями в лекарственных препаратах закупаемых за счет средств регионального и федерального бюджета, предоставленными поликлиникой "N" г. Уфы за все периоды "дата". Однако в ответе Минздрава РБ исх. "N" от "дата" ему не было предложено ознакомиться с запрашиваемыми документами, не содержалось информации о деятельности Минздрава РБ.
Полагает, что ответчиком нарушена ст. 24 Конституции РФ и ст. 8 закона N 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение. Указывает, что суд не применил положения Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", подлежащие применению. Принятое решение является немотивированным, необоснованным. Сводная потребность в лекарственных препаратах затрагивает его права и свободы, поскольку если в ней не будут указаны необходимые лекарственные препараты, их наименование, количество, то он не сможет получить эти препараты. При неполучении препаратов бесплатно, он должен планировать свои действия по обеспечению лекарствами из других источников. Суд не исследовал все доказательства.
Д. извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, что в силу ст.ст. 150, 272 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Х., полагавшую решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отказывая Д. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Сводная потребность в лекарственных препаратах никаким образом не затрагивает его права и свободы.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д. является инвалидом 2 группы, о чем свидетельствует справка серии "N" от "дата".
Административный истец "дата" обратился к административному ответчику с заявлением об ознакомлении с материалами затрагивающими его права, поступившее от "дата" (вх. "N").
В указанном обращении Д. просил ознакомить его со Сводными потребностями в лекарственных препаратах, закупаемых за счет средств регионального и федерального бюджета, предоставленными поликлиникой "N" г. Уфы за все периоды "дата", составляемыми согласно приказов Минздрава РБ "N" от "дата" и "N" от "дата", ознакомить его с материалами рассмотрения его обращения.
"дата" Д. дан ответ "N", согласно которому запрашиваемая Сводная потребность не затрагивает права и свободы пациента.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 названного Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 2.2 Порядка взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного приказом Минздрава Республики Башкортостан от "дата" "N", руководитель ЛПУ приказом назначает лицо, ответственное за ОНЛП.
Ответственное лицо ЛПУ обобщает потребность, полученную от врачей (фельдшеров), по форме "Потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ" в рамках рассчитанных объемов финансовых средств и с учетом остатков ЛП и передает ее в пункт отпуска АО для ознакомления (п. 2.7 Порядка).
Подписанная руководителем ЛПУ с отметкой об ознакомлении руководителя пункта отпуска АО и заверенная печатями ЛПУ и пункта отпуска АО "Потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ" передается в М3 РБ для очной (или заочной) защиты по согласованному графику в сроки: на I квартал - до "дата", на II - до "дата", на III квартал - до "дата", на IV квартал - до "дата" с копией на электронном носителе (п. 2.8).
По результатам защиты потребности в ЛП всеми ЛПУ, с учетом остатков лекарственных средств в пунктах отпуска и на складе АО, М3 РБ формирует Сводную потребность в лекарственных препаратах для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на территории Республики Башкортостан в сроки: на I квартал - до "дата", II квартал - до "дата", на III квартал - до "дата", на IV квартал - до "дата" текущего года. Сводная потребность может быть увеличена на 10% по согласованному с ЛПУ перечню ЛП в целях формирования резерва на складе АО для вновь выявленных пациентов. Сводная потребность передается в ГКУ (п. 2.10).
Приложением "N" к указанному приказу является форма "Сводная потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ", она предназначена для заполнения данных о потребности в лекарственных препаратах всех граждан лечебно-профилактического учреждения, имеющих право на государственную социальную помощь.
Из указанной формы следует, что она данные о гражданине (его фамилия, имя, отчество, год рождения, наименование заболевания и т.д.) не содержит. В нем указываются код, классификация, наименование лекарственных препаратов, лекарственная форма, дозировка, количество доз в упаковке, цена, общая потребность на квартал (упаковок), итоговая сумма потребности в расчетных ценах.
Таким образом, в Сводной потребности в лекарственных препаратах ГБУЗ РБ Городской больницы "N" г. Уфы информация по гражданам является обезличенной, а потому непосредственно не затрагивает права и свободы административного истца.
Согласно ответу Минздрава Республики Башкортостан от "дата" "N" в "дата" в порядке льготного лекарственного обеспечения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи Д. были выписаны и отпущены бесплатно лекарственных препаратов на сумму 660 371,18 рублей.
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Какие-либо доказательства того, что запрашиваемая заявителем информация непосредственно связана с защитой его прав, что лечебным учреждением нарушались его права на бесплатное получение лекарственных препаратов, в материалы дела Д. не предоставлены, вследствие чего непредоставление заявителю запрошенной им информации, требующей анализа деятельности муниципального органа, проведения аналитической работы по обобщению имеющихся сведений соответствует положениям п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия считает правильным вывод суда об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Ответ на обращение Д. был дан надлежащим должностным лицом в пределах своей компетенции в предусмотренные законом сроки, в ответе даны ответы на поставленные вопросы, содержание оспариваемого ответа требованиям действующего законодательства не противоречит, нарушений прав и законных интересов заявителя, а также препятствий к их осуществлению не установлено.
Несогласие заявителя с содержанием ответа, не может являться основанием для признания его незаконным, так как этот ответ является полным и объективным, его содержание не противоречит требованиям действующего законодательства.
Свои выводы в обоснование принятого решения суд подробно мотивировал со ссылкой на верно установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, и нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели, или могли привести к неправильному разрешению дела судом не было допущено, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи Э.Р. Нурисламова
Ф.Ф. Сафин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.