Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Низамовой А.Р., Якуповой Н.Н.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора адрес Республики Башкортостан КОР на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации о признании бездействий незаконными, об обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации о признании бездействий незаконными, об обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района по обращению КОР проведена проверка исполнения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и природоохранного законодательства. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального Закона от дата N ... -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления сельских поселений обязаны осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. В силу пункта 1.2 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест СаПиН 42-128-4690-88", утвержденных приказом Минздрава СССР от дата N ... (далее - СаПиН 42-128-4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Согласно п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. В соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Из положения п.2.1.4. СанПиН 42-128-4690-88 для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует, что необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Порядок и места установки контейнеров (мусоросборников) регламентированы в п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, согласно которому, размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации квартального комитета, санитарного врача). На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-11 4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площади, должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно ограждены зелеными насаждениями. Согласно п.8.2.5 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2. дата-10", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N ... (далее - СанПин 2. дата-10), для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениям (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Установлено, что в адрес Республики Башкортостан проживает N ... человека. Между тем, в нарушение вышеуказанных норм закона генеральная схема санитарной очистки и уборки частного сектора на территории сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес РБ не разработана, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и специальные площадки для них на территории частного сектора адрес установлены лишь в количестве N ... штук, регулярный сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов не осуществляется, места для установки контейнеров с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес не согласованы. В результате бездействия администрации сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан в сфере организации сбора и вывоза ТБО на адрес возле адрес возле адрес, на пересечении улиц Ворошилова и Куйбышева, на адрес возле адрес в границах адрес сельского поселения Иглинский сельсовет MP местными жителями организованы стихийные свалки твердо-бытовых отходов, которые захламляют окружающую среду. Кроме того, дата по данному факту прокуратурой района в адрес и.о. главы сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого администрацией дата дан ответ о том, что решается вопрос о размещении дополнительных контейнеров. Вместе с тем, дополнительные контейнеры до настоящего времени в адрес не установлены. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения в соответствии с установленными требованиями безопасности, обеспечение которой в силу приведенных выше положений законодательства отнесено к вопросам местного значения поселения и прямо возложено на органы местного самоуправления. Несмотря на наличие прямых обязанностей, закрепленных действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления, никаких мер к эффективному решению легитимными способами вопросов местного значения, связанных с организацией на территории сельского поселения сбора и вывоза отходов и мусора, местной администрацией не принято, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь крайне негативные и необратимые последствия для объектов окружающей природной среды, вызванные размещением стихийных свалок, не соответствующих предъявляемым требованиям, в границах поселения.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения; обязать администрацию сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан, исходя из численности населения указанного сельского поселения и фактического накопления отходов, разработать Генеральную схему санитарной очистки и уборки территории сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан, обеспечить наличие мусоросборных контейнеров, определить и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес места размещения контейнерных площадок на территории поселения Иглинский сельсовет, оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установить мусоросборники, обеспечить регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В ходе рассмотрения дела в суде прокурор уточнил свои требования и просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Иглинский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения; обязать администрацию сельского поселения Иглинский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан, исходя из численности населения указанного сельского поселения и фактического накопления отходов, разработать Генеральную схему санитарной очистки и уборки территории сельского поселения Иглинский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан в соответствии с которым обеспечить наличие мусоросборных контейнеров, определить и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ места размещения контейнерных площадок на территории сельского поселения Иглинский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан, оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, установить мусоросборники, обеспечить регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, старший помощник прокурора адрес Республики Башкортостан КОР в апелляционном представлении ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что было подано административное исковое заявление, а судом рассмотрено дело в рамках ГПК РФ на основании ст.194-196, 198-199 ГПК РФ. Кроме того, администрацией сельского поселения Иглинский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан не принимаются достаточные меры по сбору и транспортированию отходов, в результате чего местными жителями организованы стихийные свалки твердо - бытовых отходов, которые захламляют окружающую среду, что подтверждается фототаблицами и актом поверки. Бездействие администрации сельского поселения создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также может повлечь крайне негативные и необратимые последствия для объектов окружающей природной среды, вызванные размещением стихийных свалок, не соответствующих предъявляемым требованиям, в границах поселения.
Административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены, в суд своих представителей не направили. В силу п.1 ч.1 ст.150 КАС РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие этих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Положениями ст.42 Конституции РФ, Федерального закона от дата "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от дата "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой адрес РБ проведена проверка соблюдения сельским поселением Иглинский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан санитарно - эпидемиологического и природоохранного законодательства при обращении с твердо - бытовыми отходами в адрес Республики Башкортостан.
В ходе проверки установлено, что на адрес возле адрес установлен контейнера, возле адрес и на адрес возле адрес установлено 2 контейнера, на адрес возле адрес установлено 3 контейнера, на адрес возле дома N N ... и 38 установлено 10 контейнеров на адрес возле адрес 10 установлено 5 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 2 контейнера, на адрес возле адрес установлено 5 контейнеров. На адрес возле адрес установлено 5 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 5 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 3 контейнера, на адрес возле домов N N ... и 1 "а" уставлено 3 контейнера, на адрес возле адрес расположено 4 контейнера, на Строителей возле адрес установлено 4 контейнера, на пересечение адрес установлено 10 контейнеров, на адрес возле домов N N ... "в" и 28 "г" установлено 7 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 2 контейнера, на адрес возле адрес установлено 3 контейнера, на адрес возле домов N N ... установлено 10 контейнеров, на адрес установлено 5 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 2 контейнера, на адрес возле адрес установлено 3 контейнера, на адрес возле адрес установлено 4 контейнера, на адрес установлено 5 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 5 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 6 контейнеров, на адрес возле адрес установлено 2 контейнера. Всего установлено 117 контейнеров. Также установлено, что на адрес возле адрес возле адрес, на пересечение адрес возле адрес в границах адрес расположены свалки твердо-бытовых отходов.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 1 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в той же редакции, предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора адрес Республики Башкортостан об обязании устранить допущенные нарушения, суд пришел к правильному выводу, что заявленные требования прокурора, по сути, направлены на возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Иглинский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан.
Вместе с тем, в связи с внесенными Федеральным законом от дата N 458-ФЗ изменениями в вышеуказанные положения Федерального закона, такие полномочия у органа местного самоуправления отсутствуют.
Судебная коллегия оснований не согласиться с данным выводом суда не усматривает.
Вопреки доводам апелляционного представления судом первой инстанции правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, соответствующее задачам исполнительного производства и не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Рассмотрение судом дела по правилам ГПК РФ, не повлекло вынесение незаконного решения, согласно ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда первой инстанции оснований, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 306, 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционное представление старшего помощника прокурора адрес Республики Башкортостан КОР - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т.Нурисламов
Судьи А.Р.Низамова
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.