Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской республики в составе:
председательствующего - Заникоевой Л.Х.
судей - Богатырева О.З. и Мамишева К.К.
при секретаре судебного заседания - Шидовой С.М.
с участием:
прокурора - прокурора отдела прокуратуры КБР Маргушева А.В.
осужденной Валиевой З.С. в режиме видеоконференцсвязи,
зашитника - адвоката Герговой М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу осужденной Валиевой З.С. на приговор Майского районного суда КБР от 11 февраля 2016 года, по которому
Валиева З.С., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданка Российской Федерации, со средним образованием, невоеннообязанная, неработающая, в браке не состоящая, зарегистрированная и проживающая по адресу: КБР, "адрес", пер. Комсомольский, "адрес", ранее судимая:
1. 11.09.2002 года Прохладненским районным судом КБР по ч.1 ст.111 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года;
2. 13.02.2004 года Прохладненским районным судом КБР по ч.1 ст.111 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
3. 23.04.2004 года Прохладненским районным судом КБР по ч.1 ст.111 УК РФ, с применением ч.5 ст.69 УК РФ к 6 годам лишения свободы;
4. 20.10.2008 года мировым судьей судебного участка N3 Прохладненского района по ч.1 ст.116 УК РФ и ч.1 ст.119 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы;
5. 27.12.2012 года мировым судьей судебного участка N2 Майского района КБР по ч.1 ст.119 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы; содержащаяся под стражей с 16.08.2015 года,
осуждена по ч.2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В соответствии со ст.72 УК РФ в срок наказания постановлено зачесть срок содержания под стражей Валиевой З.С. по настоящему делу с 16.08.2015 года.
Мера пресечения в отношении осужденной Валиевой З.С. в виде заключения под стражу, оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Богатырева О.З., мнение осужденной Валиевой З.С. и ее защитника адвоката Герговой М.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Маргушева А.В., полагавшего необходимым внести изменения в приговор и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
судом Валиева З.С. признана виновной в незаконном приобретении, изготовлении и хранении без цели сбыта, наркотических средств в крупном размере, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Валиева З.С. не признала себя виновной в совершении инкриминируемого ей преступления.
В апелляционной жалобе осужденная Валиева З.С.
просит отменить приговор, как необоснованный и незаконный и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
Указывает, что в судебном заседании отказалась от своих признательных показаний, данных на стадии предварительного следствия, поскольку они были даны под моральным и физическим давлением со стороны сотрудника УФСКН РФ по КБР Балахова А.А.
Считает, что ее причастность к изъятым наркотическим средствам и предметам для их изготовления не доказана, что они были принесены СВ2, который пытался изготовить у нее дома наркотическое средство для личного потребления.
Указывает, что в ходе судебного заседания был выявлен факт фальсификации допроса свидетеля СВ1 Так, согласно протоколу допроса, СВ1 дает показания 20.04.2015 года следователю Канкуловой Л.Д. по месту его проживания в г. Майском. По сведениям УФСИН РФ по КБР значится, что свидетель СВ1 был арестован 10.04.2015 года и с 14.04.2015 года по 22.04.2015 года находился под стражей в СИЗО-1, а в настоящее время отбывает наказание за совершенное преступление, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ. Из этого следует, что следователь Канкулова Л.Д. не могла допросить СВ1 20.04.2015 года в г. Майском. Также указывает, что она не является наркозависимой, в связи с чем не было необходимости в приобретении, употреблении и хранении наркотических средств.
Утверждает, что не могла приобретать наркотические средства в ноябре 2014 года, так как с августа по декабрь работала на сезонных работах в "адрес", по месту жительства, болела, ей вызывали бригаду скорой медицинской помощи.
Полагает, что при исследовании образцов ее почерка подтвердилось бы, что показания она давала под давлением со стороны сотрудников полиции.
Также указывает, что сковородка со следами наркотического средства, признанная вещественным доказательством, не та, которая была изъята при осмотре места происшествия. Понятой СВ1, дает показания, что хозяйственную сковороду не изымали, а второй понятой СВ3 вообще не помнит, вспомнил только тогда, когда зачитали показания.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Вина Валиевой З.С. в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, приведенных в приговоре, которым судом дана надлежащая оценка.
В связи с существенными противоречиями в показаниях, судом в порядке п.1 ч.1 ст.276 УПК РФ были оглашены показания Валиевой З.С., данные в качестве подозреваемой 8 апреля 2015 года. Из оглашенных показаний следует, что в ноябре 2014 года у себя в огороде сорвала кусты конопли, оторвала верхушки и листья, сложила их в пакет и спрятала в нижнюю часть газовой печки. В марте 2015 года из высушенных частей конопли решилаизготовить наркотическое средство. Изготовленную жидкость она перелила в банку и оставила на кухне настаиваться, оставшуюся часть конопли спрятала обратно в духовку газовой печки. Сковородку, на которой она обжарила верхушки и листья конопли, выбросила в огород. 28 марта 2015 года к ней пришли сотрудники наркоконтроля с двумя понятыми, как узнала потом, с СВ1 и СВ3, с ее письменного согласия обследовали жилище, обнаружили и изъяли банку с наркотическим раствором, верхушки и листья конопли и металлическую сковороду. Она признала, что все обнаруженное принадлежит ей, что наркотики она принимает в качестве обезболивающего средства, показала место в огороде, где она сорвала коноплю.
Эти показания Валиева З.С. давала в присутствии адвоката Шогенова Э.Б., допрос проведен в соответствии с требованиями закона, оснований для признания протокола допроса недопустимым доказательством, не имеется.
Показания Валиевой З.С. согласуются с протоколом осмотра места происшествия и другими доказательствами по делу.
Свидетель СВ3 в судебном заседании показал, что он вместе с СВ1 был понятым ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра домовладения, где проживала Валиева З.С. Когда они подъехали к дому, увидели, что в калитку стучится мужчина, сотрудники полиции прогнали его, зашли в домовладение и с письменного согласия Валиевой З.С. начали осмотр, в ходе чего нашли банку с какой-то жидкостью, в духовке печки - пакет с коноплей. Сама Валиева З.С. показала место в огороде, где росла конопля, и сковородку, которую она выкинула в огород. Валиева З.С. не отрицала, что все обнаруженное принадлежит ей.
В судебном заседании были осмотрены вещественные доказательства, изъятые в домовладении Валиевой З.С. ходе осмотра места происшествия. Визуальным осмотром в суде подтверждается, что внешние признаки этих предметов, сковородки, банки, описаны в протоколе осмотра правильно, а доводы Валиевой З.С. о том, что 28 марта 2015 года у нее изъяли другую сковороду, ничем не подтверждаются. Суд обоснованно отказал Валиевой З.С. в признании этих доказательств недопустимыми.
Согласно заключению химической судебной экспертизы, вязкая жидкость темного цвета с частицами растительного происхождения является наркотическим средством - масло каннабиса (гашишное масло) массой 482,8 гр., вещество растительного происхождения, является наркотическим средством - марихуаной массой 63,7 гр.
На поверхности сковороды и на ватных тампонах со смывами с ладоней рук Валиевой З.С. содержится наркотическое средство тетрагидроканнабинол. След пальца руки, перекопированный с поверхности стеклянной банки, изъятой в домовладении в ходе осмотра, оставлен большим пальцем левой руки Валиевой З.С.
Свидетель СВ1 в ходе допроса в судебном заседании подтвердил, что 28 марта 2015 года он вместе с СВ3 участвовал в качестве понятого при осмотре домовладения Валиевой З.С. В ходе осмотра были изъяты банка с жидкостью темного цвета, сковородка, сама Валиева З.С. показывала оперативникам какое то место в огороде домовладения.
Никто из допрошенных лиц, в том числе и сама Валиева З.С. не утверждает, что свидетель СВ1 не принимал участия в качестве понятого при осмотре домовладения 28 марта 2015 года.
Валиева З.С. ставит под сомнение допустимость протокола допроса СВ1 от 20 апреля 2015 года, указывая, что в этот день он находился в следственном изоляторе, и не мог быть допрошен следователем в г. Майском.
В судебном заседании апелляционной инстанции исследована справка- сообщение из ФКУ СИЗО -1 УФСИН РФ по КБР, из которой следует, что СВ1 содержался в следственном изоляторе с 14 апреля по 22 октября 2015 года и следователь СО УФСНК Канкулова Л.Д. не посещала его в этот период.
Протокол допроса СВ1 от 20 апреля 2015 года был оглашен в судебном заседании и суд первой инстанции ссылается в приговоре на его показания, как на доказательство, подтверждающее вину Валиевой З.С.
Судебная коллегия считает, что сторона обвинения не опровергла доводы Валиевой З.С. о том, что протокол допроса СВ1 составлен с нарушением требований уголовно-процессуального закона, обоснованное сомнение вызывает правильность места и времени производства допроса свидетеля СВ1, которые указаны в протоколе допроса.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым признать недопустимым и исключить из числа доказательств протокол допроса свидетеля СВ1 (т.1, л.д. 113-117).
Вместе с тем, совокупность других доказательств, приведенных в приговоре, является достаточной для подтверждения выводов суда о виновности Валиевой З.С. в совершении инкриминируемого ей преступления. Ее действия квалифицированы судом правильно.
При назначении наказания учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные, характеризующие личность осужденной, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание.
Выводы суда в части вида и размера назначенного наказания являются обоснованными, однако судом не указана дата, с которой следует исчислять срок наказания, в связи с чем, и в этой части, в приговор вносятся соответствующие изменения.
Оснований для отмены приговора не имеется, указанные нарушения могут быть устранены путем внесения изменений в приговор суда.
Руководствуясь статьями 389.13, 389.15, 389.20, 389.28,389.33 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Майского районного суда КБР от 11 февраля 2016 года в отношении Валиевой З.С. изменить.
Признать недопустимым и исключить из числа доказательств протокол допроса свидетеля СВ1, датированный 20 апреля 2015 года (т.1 л. д. 113 - 117).
Срок наказания осужденной Валиевой З.С. исчислять с 11 февраля 2016 года. Зачесть в него время содержания под стражей с 16 августа 2015 года по 10 февраля 2016 года включительно.
В остальном приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу в остальной части - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Х. Заникоева
Судьи О.З. Богатырев
К.К. Мамишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.