Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Бецукова А.З.,
судей Баговой Т.Н. и Мидова В.М.,
при секретаре Хасановой С.С., с участием
ст. прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ в СКФО Чибиневой О.П.,
обвиняемого Кельбисова Г.Я. через видеоконференц-связь, его
защитника-адвоката Узуева Р.Б. (удост. N 477, ордер N 164 от 18 марта 2016 года)
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Узуева Р.Б. на постановление судьи Верховного Суда КБР от 02 марта 2016 года, которым срок содержания под стражей Кельбисова Г.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца сел. "адрес", гражданина Российской Федерации, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. "е", п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 2 ст. 222 УК РФ, продлен до 05 июня 2016 года включительно.
Выслушав доводы обвиняемого Кельбисова Г.Я. и его защитника-адвоката Узуева Р.Б., поддержавших апелляционную жалобу об отмене постановления судьи и избрании более мягкой меры пресечения, мнение прокурора Чибиневой О.П., полагавшей постановление судьи законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Кельбисов Г.Я. обвиняется в убийстве ФИО5 в г. Москве 28.04.2010 года общеопасным способом группой лиц по предварительному сговору, а также в незаконном хранении и перевозке в "адрес" в марте-апреле 2010 года огнестрельного оружия и боеприпасов, а именно автомата конструкции Калашникова АКМН N года выпуска с патронами калибра 7,62 мм в количестве не менее 26 штук, группой лиц по предварительному сговору.
29.04.2010 года по факту убийства ФИО5 старший следователь СО по ЮЗАО СУ СК при прокуратуре РФ Бочаров Р.Д. возбудил уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 1 ст. 222 УК РФ.
29.10.2014 года председатель Следственного комитета РФ Бастрыкин А.И. передал данное уголовное дело N для организации дальнейшего расследования руководителю Главного следственного управления Следственного комитета РФ по СКФО Лазутову И.В.
24.11.2014 года старший следователь по особо важным делам второго отдела управления по расследованию особо важных дел Манджиев Е.В. принял уголовное дело N к своему производству.
Срок предварительного следствия по уголовному делу продлевался неоднократно.
15.02.2016 года срок предварительного следствия по уголовному делу продлен заместителем председателя Следственного комитета РФ Карнауховым Б.М. до 32 месяцев, то есть до 05.06.2016 года.
27.12.2014 года Кельбисов Г.Я. в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ задержан по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 1 ст. 222 УК РФ.
28.12.2014 года постановлением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края подозреваемому Кельбисову Г.Я. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть по 27.02.2015 года, затем срок содержания его под стражей неоднократно продлевался.
30.12.2014 года Кельбисову Г.Я. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. "е", п. "ж" ч. 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 222 УК РФ.
22.12.2015 года постановлением судьи Верховного Суда КБР срок содержания обвиняемого Кельбисова Г.Я. под стражей продлен на 2 месяца 7 суток, всего до 14 месяцев 7 суток, то есть по 04.03.2016 года.
16.02.2016 года старший следователь по особо важным делам второго отдела управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по СКФО Манджиев Е.В. с согласия председателя Следственного комитета РФ Бастрыкина А.И. вынес постановление о возбуждении перед Верховным Судом КБР ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого Кельбисова Г.Я. под стражей на 3 месяца 1 сутки, а всего до 17 месяцев 8 суток, то есть до 05.06.2016 года включительно. Ходатайство следователя мотивировано тем, что по уголовному делу, представляющему особую сложность, необходимо произвести еще ряд следственных и иных процессуальных действий, в том числе судебные экспертизы, предъявить Кельбисову Г.Я. и ФИО11 окончательное обвинение и допросить, выполнить требования ст.ст. 215-217 УПК РФ и составить обвинительное заключение. При этом сохраняются основания избрания Кельбисову Г.Я. меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку он обвиняется в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления, имеются достаточные основания полагать, что на свободе Кельбисов Г.Я. может скрыться от органов предварительного следствия и суда, уничтожить доказательства, воспрепятствовать производству по уголовному делу, вступив в контакт с другими соучастниками, находящимися на свободе, угрожать потерпевшим, свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства.
02.03.2016 года постановлением судьи Верховного Суда КБР ходатайство следователя Манджиева Е.В. удовлетворено, срок содержания обвиняемого Кельбисова Г.Я. под стражей продлен на 3 месяца 1 сутки, а всего до 17 месяцев 8 суток, то есть до 05.06.2016 года включительно.
В апелляционной жалобе защитник обвиняемого - адвокат Узуев Р.Б., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление судьи и избрать Кельбисову Г.Я. более мягкую меру пресечения. Считает, что выводы суда противоречат закону и фактическим обстоятельствам по уголовному делу. Оспаривает вывод суда о том, что после предыдущего продления срока содержания Кельбисова Г.Я. под стражей по делу проведен значительный объем следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Утверждает, что Кельбисов Г.Я. не причастен к убийству ФИО5, уголовное дело сфабриковано по заказу нескольких бизнесменов из "адрес", имеющих неприязнь к ФИО13 Непричастность Кельбисова Г.Я. к преступлению была установлена следственным путем еще в 2011 году, после чего несколько лет по этому поводу его не беспокоили. Но в декабре 2014 года Кельбисова Г.Я. задержали и, не допуская к нему адвоката, 2 месяца пытали с целью принуждения к самооговору. Суд в нарушение требований уголовно-процессуального закона не привел в постановлении конкретные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости продления срока содержания Кельбисова Г.Я. под стражей, в должной мере не учел, что Кельбисов Г.Я. не судим, имеет 3 несовершеннолетних детей, с 2011 года активно содействует следствию, намерен доказывать свою невиновность, неоднократно просил следственные органы забрать его паспорта. Тяжесть предъявленного обвинения не является достаточным основанием продления срока содержания под стражей.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого постановления судьи.
Согласно ч. 3 ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей верховного суда республики, краевого или областного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 18 месяцев.
Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо по месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения.
Мера пресечения в виде заключения под стражу избрана Кельбисову Г.Я., а затем срок содержания его под стражей продлевался с обоснованием невозможности избрания иной, более мягкой, меры пресечения.
При избрании Кельбисову Г.Я. меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания его под стражей были приняты во внимание обстоятельства, на которые ссылаются обвиняемый и его защитник: Кельбисов Г.Я. женат, имеет малолетних детей, не судим, имеет постоянное место жительства.
Основания избрания Кельбисову Г.Я. меры пресечения в виде заключения под стражу и содержания его под стражей не изменились.
В ходатайстве следователя указаны причины особой сложности уголовного дела, перечислены следственные действия, произведенные после предыдущего продления срока содержания Кельбисова Г.Я. под стражей, а также приведен перечень планируемых следственных и иных процессуальных действий, необходимых для окончания предварительного следствия.
Адвокат Узуев Р.Б. подвергает сомнению приведенные в ходатайстве следователя сведения о следственных действиях, проведенных после предыдущего продления срока содержания обвиняемого под стражей, утверждая, что указанного в их числе дополнительного допроса Кельбисова Г.Я. не было.
Однако, дополнительный допрос обвиняемого Кельбисова Г.Я. фактически имел место с участием адвоката Рамазановой Н.Н. 23.12.2015 года, то есть на следующий день после предыдущего продления срока содержания Кельбисова Г.Я. под стражей, что подтверждается копией протокола допроса от 23.12.2015 года л.д. /57-61/.
Причин сомневаться в достоверности сообщенных следователем сведений о проведенных и планируемых по уголовному делу следственных и процессуальных действий не имеется.
Кельбисов Г.Я. обвиняется в совершении группой лиц по предварительному сговору особо тяжкого преступления против жизни и тяжкого преступления против общественной безопасности, отрицательно характеризуется, его место жительства находится за пределами места производства предварительного следствия.
При таких обстоятельствах наличие у Кельбисова Г.Я. жены и малолетних детей не является достаточной гарантией того, что в случае освобождения из-под стражи он не скроется или иным образом не воспрепятствует производству по уголовному делу.
Доводы о том, что после возбуждения уголовного дела Кельбисов Г.Я. в течение нескольких лет неоднократно допрашивался, но не пытался скрыться или иным образом воспрепятствовать производству по делу, не позволяют после предъявления ему обвинения рассчитывать на его надлежащее поведение до окончания предварительного следствия.
Суд апелляционной инстанции при проверке законности и обоснованности продления срока содержания обвиняемого под стражей не вправе принимать решение с оценкой достоверности содержания письменного обращения Кельбисова Г.Я. об обстоятельствах его задержания, о применении к нему насилия с целью принуждения к самооговору.
Суду не представлено доказательств наличия у Кельбисова Г.Я. заболеваний, препятствующих содержанию его под стражей.
Постановление судьи Верховного Суда КБР от 02.03.2016 года, которым продлен срок содержания обвиняемого Кельбисова Г.Я. под стражей, соответствует ч. 4 ст. 7 УПК РФ, то есть является законным, обоснованным и мотивированным.
Предусмотренных ст. 389.15 УПК РФ причин для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Постановление судьи Верховного Суда КБР от 02 марта 2016 года, которым срок содержания под стражей Кельбисова Г.Я., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. "е", п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 2 ст. 222 УК РФ, продлен до 17 месяцев 08 суток, то есть до 05 июня 2016 года включительно, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.З. Бецуков
Судьи: Т.Н. Багова
В.М. Мидов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.