Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Овчинниковой Л.Д. и Зарочинцевой Е.В.
при секретаре
Коновалове Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Московского района Санкт-Петербурга на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2015 года по иску А. к администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания на территории Санкт-Петербурга, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения А., представителя А. - адвоката Посновой Ю. С.,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с иском к администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания на территории Санкт-Петербурга с 2003 года и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проживает на территории Санкт-Петербурга с 2003 года, однако администрация отказала в постановке, указав, что истцом не представлено документов, подтверждающих проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2015 года установлен факт постоянного проживания А. на территории Российской Федерации в период с 2003 года и по день вынесения решения. Также суд обязал администрацию Московского района Санкт-Петербурга поставить А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе администрация Московского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Представитель администрации Московского района Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ по адресу, указанному в апелляционной жалобе, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представил. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, представленная администрацией Московского района Санкт-Петербурга апелляционная жалоба является мотивированной, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Московского района Санкт-Петербурга.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п.п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
При разрешении указанного спора суд исходил из того, что материалами дела установлено, что истец проживает на территории Санкт-Петербурга более десяти лет, имеет регистрацию по месту пребывания на территории Московского района, что, по мнению суда, в силу Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" является достаточным основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия полагает вывод суда ошибочным, поскольку судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не были учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Предмет правового регулирования Закона Санкт-Петербурга N407-65 составляют общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
На основании ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В соответствии с п. 12 Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, регистрация подтверждает факт постоянного проживания или временного пребывания в определенной местности.
В подтверждение факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга с 2003 года истцом представлены в материалы дела:
справка, выданная заведующей общежития и паспортисткой ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ленина на предмет того, что А., "дата" г.р., действительно проживал и был временно зарегистрирован с 05.09.2003 г. по 14.09.2005 г., с 23.09.2005 г. по 01.10.2008 г. по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общежитие N ... , и занимал койко-место;
справка, выданная ответственным за оформление документов ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ленина о том, что в действительности А., "дата" г.р., на время учебы с 05.09.2003 г. по 25.12.2008 г. имел временную регистрацию в России по адресу: Санкт-Петербург, "адрес";
справка, выданная УФМС России по Санкт-Петербург и Ленинградской области из которой следует, что: в периоды с 05.09.2003 г. по 23.09.2005 г., с 23.09.2005 г. по 20.09.2006 г., с 22.10.2006 г. по 09.10.2007 г., с 03.10.2008 г. по 01.01.2009 г. А. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"; в период с "дата" по "дата" был зарегистрирован по месту пребывания адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Решением УФМС России по Санкт-Петербург и Ленинградской области N ... от "дата" А. было разрешено временное проживание на основании п.п.4 п. 3 ст. 6 ФЗ от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" сроком до 27.11.2011 г., разрешение выдано 26.12.2008 г. и этим же днем А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", сроком до 27.11.2011 г. В дальнейшем в период с 28.11.2011 г. по 26.02.2012 г. состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Решением УФМС России по Санкт-Петербург и Ленинградской области N ... от 16.05.2012 г. А. было разрешено постоянное проживание на основании ст. 4 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь "Об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства на территории государств-участников союзного государства" от 24.01.2005 г., ст. 8 ФЗ. 19.06.2012 г. А. выдан вид на жительство серия N ... сроком действия до 16.05.2017 г. 19.06.2012 г. А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" сроком до 24.09.2013 г.;
копия паспорта гражданина Российской Федерации N ... , выданного А., "дата" г.р., выданного 23.10.2013 г. ТП N ... Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Московского района, код подразделения N ... , содержащего сведения о постоянной регистрации А. с 02.11.2013 г. по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Из материалов дела следует, что А. с 2 ноября 2013 года постоянно зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Кроме того, гражданином Российской Федерации А ... стал только в 2013 году.
Таким образом, А. пребывал на территории Санкт-Петербурга в период до 2013 года в качестве иностранного гражданина.
Из ответа Администрации Московского района Санкт-Петербурга от "дата" следует, что оснований для постановки А. на учет в
качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включения в
учетное дело супруги, не имеется, поскольку из представленных документов
и Информационно городской базы данных "Население. Жилой фонд" А. в общей сложности проживает в Санкт-Петербурге в течение года.
Таким образом, само по себе фактическое пребывание истца в Санкт-Петербурге на законных основаниях не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" необходимым условием для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является проживание в Санкт-Петербурге при наличии регистрации постоянного места жительства.
Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, представленные истцом в материалы дела доказательства факт проживания истца в Санкт-Петербурге в течение 10 лет не подтверждают.
При таких обстоятельствах следует придти к выводу о том, что решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено при неправильном применении норм материального права и в силу положений п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований А.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2015 года - отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований А. к администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания на территории Санкт-Петербурга, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.