Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием: представителя ООО "УСС" - Кренева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ООО "УСС" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ООО "УСС" (далее по тексту - Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" равной рыночной в размере "данные изъяты"
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является арендатором земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты", в то время как согласно отчету об оценке ООО "Оценочная компания "Имущество Плюс", рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты".
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представители административных ответчиков Правительства УР, Управления Росреестра по УР, и заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрации "адрес" не явились.
Управлением Росреестра по УР были представлены письменные пояснения по административном иску, из которых следует, что возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Правительства УР, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по УР, Администрации "адрес".
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ N.
Расчет арендной платы по договору производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты"
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Статьёй 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым, вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на ДД.ММ.ГГГГ, а потому его кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является досудебным порядком урегулирования спора (абз.1, 3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд установил, что данное требование Обществом соблюдено. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия отказала административному истцу в принятии к рассмотрению их заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости, поступившего в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как пользователя земельного участка Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Закона.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.