Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.,
Судей Савельевой М.А., Грибанова Ю.Ю.,
Помощника прокурора Козловой М.В.,
при секретаре Гулевской К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске "12" мая 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова А.В., Смирновой В.Н., Смирнова Д.А. на решение Калининского районного суда "адрес" от 03 февраля 2016 года по иску ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ к Смирнову А.В., Смирновой В.Н. и Смирнову Д.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и признании договора найма служебного помещения прекратившим действие и по встречному иску Смирнова А.В., Смирновой В.Н. и Смирнова Д.А. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным, которым постановлено:
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - удовлетворить в полном объеме.
Признать Смирнова А. В., Смирнову В. Н. и Смирнова Д. А. утратившими право пользования служебным жилым помещением - двухкомнатной квартирой, общей площадью 48,1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Признать договор найма служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,1 кв.м., расположенной по адресу "адрес", заключенный со Смирновым А. В., Смирновой В. Н. и Смирновым Д. А., прекратившим свое действие.
Выселить Смирнова А. В., Смирнову В. Н. и Смирнову Д. А. из служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
В удовлетворении встречного искового заявления Смирнову А. В., Смирновой В. Н. и Смирнову Д. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании соглашения о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным - отказать в полном объеме.
Решение является основанием для снятия Смирнова А. В., Смирновой В. Н. и Смирнова Д. А. с регистрационного учета по месту жительства: "адрес".
Взыскать со Смирнова А. В., Смирновой В. Н. и Смирнова Д. А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по "данные изъяты" рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителей ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Корневой И.В., ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Пелых В.Ю., заключение прокурора Козловой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор "адрес" гарнизона в защиту интересов РФ в лице ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" обратился в суд с иском к Смирнову А.В., Смирновой В.Н. и Смирнову Д.А., в котором просил признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" выселить ответчиков из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
В ходе рассмотрения дела военный прокурор Новосибирского гарнизона отказался от иска, однако истец ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ исковые требования поддержал.
В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой "адрес" гарнизона совместно со 2-м Отделом ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ проведена проверка использования жилищного фонда МО РФ в целях сохранности федеральной собственности и предотвращения нарушения прав военнослужащих и членов их семей. Проверка показала, что частично жилой фонт МО РФ на территории "адрес" занят лицами, военнослужащими и бывшими военнослужащими, утратившими право на проживание в жилом помещении.
На основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ Смирнову А.В. на семью из трех человек было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ Смирновы зарегистрированы по указанному адресу. Смирнов А.В. изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением путем получения жилищной субсидии. ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. взял на себя обязательство не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить занимаемое жилое помещение по адресу: "адрес", а также сняться с регистрационного учета, предоставить в уполномоченный орган выписку из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметками о закрытии и отсутствии задолженности, а, кроме того, не вселять и не регистрировать в указанном помещении иных граждан. Соответствующее соглашение Смирнов А.В. представил в уполномоченный жилищный орган.
ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет Смирнова А.В. перечислена жилищная субсидия, в соответствии с приказом Минобороны N от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение (строительство) жилья в размере "данные изъяты". Решением N от ДД.ММ.ГГГГ 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ с учета нуждающихся в жилых помещениях сняты Смирнов А.В. и члены его семьи. Таким образом, Смирнов А.В. и члены его семьи при увольнении с военной службы обеспечены жилым помещением (субсидией) за счет средств Минобороны России по нормам, установленным действующим законодательством.
Однако до настоящего времени занимаемое жилое помещение не освобождено. Неправомерные действия Смирнова А.В. и членов его семьи нарушают права на обеспечение жилым помещением по нормам установленными действующим законодательством, иных военнослужащих Новосибирского гарнизона, которым подлежит распределению данное жилое помещение. Смирнов А.В. и члены его семьи, надлежащим образом обеспеченные жилым помещением - жилищной субсидией, не передали Министерству обороны России в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", чем ограничили право 2 отдела ФГКУ "Центррегионожилье" МО РФ на распределение названного жилого помещения другому военнослужащему.
Третье лицо ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обратилось с самостоятельным исковым заявлением к ответчикам Смирнову Д.А., Смирнову А.В. и Смирновой В.Н., в котором просило признать договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", прекратившим свое действие.
В обоснование исковых требований указано, что действие договора найма спорного служебного жилого помещения нарушает законные права и интересы ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ, как уполномоченного специализированного органа МО РФ, отвечающего за принятие решений о предоставлении военнослужащим жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 3 соглашения о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ответчики взяли на себя обязательство освободить занимаемое служебное жилое помещение не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии. Фактически, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ являлось по сути соглашением об изменении условий найма служебного жилого помещения, заключенного на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, заключая соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, стороны договорились о новом сроке действия договора найма служебного жилого помещения, а также новом основании для его прекращения. В связи с чем, договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие по истечении четырех месяцев после ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики Смирнов А.В., Смирнова В.Н. и Смирнов Д.А. обратились в суд со встречным исковым заявлением к ФГКУ "СТУИО" МО РФ и ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ, в котором просили признать соглашение о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительной (ничтожной) сделкой.
В обоснование встречного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Смирновым А.В. и МО РФ подписан контракт о прохождении военной службы сроком на три года, в связи с чем Смирнов А.В. возобновил статус военнослужащего и имеет право пользования предоставленным ему служебным жилым помещением, т.к. приобретенная им по жилищной субсидии квартира находится за пределами "адрес". Соглашение о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным в силу ст. 167 ГК РФ. При подписании соглашения отсутствовал несовершеннолетний Смирнов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который должен был дать согласие на подписание такого соглашения в присутствии законного представителя в силу ст. 28 ГК РФ, чего сделано не было. Кроме того, в момент подписания соглашения по "адрес" в "адрес" отсутствовала вторая сторона сделки - ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ, а сам бланк соглашения предоставлен 2 Отделом ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ с оговоркой, что если Смирновы не подпишут такое соглашение, то не получат субсидию, то есть сделка осуществлялась на крайне невыгодных условиях, на которую ответчики пошли исключительно ради того, чтобы в случае увольнения со службы Смирнова А.В. не остаться без жилья и без средств существования. На момент подписания соглашения ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. не знал и не мог знать, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и МО РФ будет подписан контракт, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил переобучение по очной форме и на службу не привлекался у него были сомнения, что с ним подпишут новый контракт. Продолжая проживать в "адрес", что связано с прохождением службы по контракту, Смирновы считают, что последствия заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ нарушают их права в настоящее время. Также, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключалось между ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ и Смирновым А.В. вынужденно и не может распространяться на членов семьи, т.к. они не имеют иного жилья. Таким образом, истцы по встречному иску полагают, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным, т.к. не соответствует действующему законодательству РФ и должна быть признана недействительной по ч.3 ст. 179 ГК РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились ответчики Смирнов А.В., Смирнова В.Н. и Смирнов Д.А., в апелляционной жалобе просят решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального законодательства.
Между сторонами спора имелись и имеются правоотношения, связанные со службой в вооруженных силах, что подтверждается выпиской из приказа в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ и командировочным удостоверением N от ДД.ММ.ГГГГ. Полагают, что суд первой инстанции, выяснив, что спор возник из правоотношений, возникших в рамках прохождения военной службы, должен был на основании ст. 220 ГПК РФ прекратить производство по делу.
Судом не учтено, что соглашение о сдаче жилого помещения по "адрес" "адрес" в течении 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет от ДД.ММ.ГГГГ заключалось между ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ и Смирновым А.В. вынуждено и не может распространяться на членов семьи нанимателя, так как они не имеют жилья на праве собственности либо каком ином праве. В связи с отсутствием другого жилого помещения для постоянного проживания суд должен был отказать в иске истцам, так как в противном случае, продолжая служить, Смирнов А.В. и члены его семьи остались без жилья, что недопустимо как Конституцией РФ, так и ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Заключение договора об участии в ЖСК N N от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение права на квартиру между Смирновым А.В. и ЖСК "Мегаполис" не говорит о том, что семье предоставлена квартира для постоянного проживания, так как дом еще не построен и фактически квартира может быть предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие получение ответчиками уведомления об освобождении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, судом нарушены нормы процессуального права, поскольку в указанном случае заявление необходимо было возвратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.
В материалах дела имеется копия контракта о прохождении военной службы сроком до ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3 которого установлено, что Министерство обороны РФ обязано обеспечить соблюдение прав военнослужащего и членов его семьи, установленных нормативно-правовыми актами РФ, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. Судом первой инстанции не учтены положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащего", в силу которой служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Помощником прокурора "адрес" поданы возражения на апелляционную жалобу, где указано, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Смирнов А.В. и члены его семьи взяли на себя обязательство не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии освободить спорное жилое помещение. Подписывая данное обязательство Смирнову А.В. было известно о том, что истцами по первоначальному иску исполнено обязательство по обеспечению его семьи жильем путем перечисления субсидии. Смирновы имели возможность приобрести в собственность жилое помещение для проживания в нем. Занятие спорного служебного помещения ответчиками нарушает права других лиц (военнослужащих и их семей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья. Ответчики не относятся к категории граждан, выселение которых из спорного помещения не допускается без предоставления другого жилья.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, квартира N N, расположенная по адресу "адрес" является собственностью Российской Федерации. Жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям на основании приказа Министра обороны РФ.
Смирнов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит военную службу в различных воинских частях, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему Смирнову А.В. в связи с прохождением военной службы выдан служебный ордер N на семью из трех человек: Смирнова А.В., его жену Смирнову В.Н. и сына Смирнова Д.А. на право вселения в служебное жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 48,1 кв.м., расположенную по адресу "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. и члены его семьи были зарегистрированы в спорном жилом помещении и состоят на регистрационном учете до настоящего времени.
Смирновым А.В. было подано заявление о перечислении жилищной субсидии. ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В., действующий за себя и за Смирнова Д.А., и Смирнова В.Н. взяли на себя обязательство не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет Смирнова А.В. освободить жилое помещение по адресу "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. был освобожден от занимаемой воинской должности, что подтверждается выпиской из приказа N (л.д. 127).
ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет Смирнова А.В. перечислена социальная выплата (субсидия) на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приказом МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
На основании решения N от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.В. и совместно приживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с перечислением жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего.
ДД.ММ.ГГГГ со Смирновым А.В. заключен контракт о прохождении военной службы на срок три года.
Смирнов А.В. оплатил паевой взнос в размере N. на приобретение в будущем прав на жилое помещение в строящемся доме по адресу "адрес" "адрес", площадью 64,08 кв.м., состоящую из двух комнат, что подтверждается договором об участии в ЖСК N "данные изъяты" "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ.
Смирнов А.В. и члены его семьи обеспечены субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств Минобороны РФ, однако продолжают занимать спорное жилое помещение. Добровольный срок освобождения и сдачи спорного жилого помещения истек ДД.ММ.ГГГГ
Постанавливая обжалуемое решение об удовлетворении исковых требований и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Смирнов А.В. и члены его семьи обеспечены субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств Минобороны РФ, оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением на период трудовых отношений Смирнова А.В. с войсковой частью не установлено, после получения субсидии ответчики не признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением, действия ответчиков, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, направлены на расторжение существовавших из договора найма служебного жилого помещения, жилищных правоотношений. Доказательств, подтверждающих кабальность сделки - соглашения о сдаче жилого помещения, Смирновы не представили. Кроме того, ответчики Смирнов А.В., Смирнова В.Н. и Смирнов Д.А. не относятся к категориям граждан, выселение которых из спорного жилого помещения не допускается без предоставления другого жилого помещения.
Оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они сделаны на основании анализа федерального законодательства, приведенного в решении.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
По правилам абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ).
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
В соответствии с п. 4 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 г. N 487, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие.
В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
При направлении военнослужащих к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие.
В соответствии с п.5, указанного Положения, жилищный договор расторгается в случаях:
досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Материалами дела подтверждено, что новый контракт Смирнов А.В. подписал ДД.ММ.ГГГГ, а договор участия в ЖСК на строительство квартиры в "адрес" заключен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату подписания договора Смирнов А.В. уже являлся военнослужащим проходящим службу по новому контракту, имел возможность купить готовое жилье по месту прохождения службы на выделенную субсидию.
Судом верно указано, что Смирнов А.В. добровольно согласился на получение субсидии, что означает фактическое обеспечение его и членов его семьи возможностью приобретения жилого помещения для постоянного проживания не по месту прохождения службы, потому обоснованно обязался в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее 4-х месяцев с момента перечисления денежных средств на счет. Обязательство должно исполняться надлежащим образом. Служебным жильем Смирнов А.В. должен быть обеспечен в соответствии с положениями ст. 15 ФЗ " О статусе военнослужащих" и указанным выше Положением.
Доводы ответчиков о том, что спор возник из правоотношений в рамках прохождения военной службы, и, следовательно, производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ, являются необоснованными.
В силу ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Статья 25 ГПК РФ указывает на то, что в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" предусмотрено, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что в силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ, статьи 25 ГПК РФ и статьи 4 Федерального закона от 01 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.
Дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, прошедших военные сборы, пребывавших в мобилизационном людском резерве, подсудны военным судам, если указанные лица оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, о взыскании не выданного денежного довольствия и иных видов обеспечения и т.п.).
Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы, по основаниям, установленным статьями 8, 9 ФЗ от 12.07.1999г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", подсудны военным судам. Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.
Таким образом, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).
Как усматривается из оснований и предмета заявленного иска требования ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ вытекают из гражданско-правовых отношений и не имеют отношения к военной службе.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования обоснованно рассмотрены районным судом в качестве суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков о том, что субсидия была реализована на приобретение квартиры в строящемся доме, в связи с чем Смирнов А.В. и члены его семьи не являются обеспеченными постоянным жильем, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку подписав соглашение, ответчики приняли на себя обязательства по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии.
Довод апелляционной жалобы о том, что Смирнов А.В. является военнослужащим, с ним заключен контракт на три года с ДД.ММ.ГГГГ, и он имеет право на предоставление служебного жилого помещения на период работы, не является правовым основанием для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию ответчиков выраженную ими в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дана правильная правовая оценка, а потому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Таким образом, при рассмотрении иска нормы материального права применены судом верно, спор рассмотрен без существенных нарушений процессуального права, которые могли бы служить основанием к его отмене в соответствии с ч. 3 ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков Смирнова А.В., Смирнова Д.А., Смирновой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.