Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитенко И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области на постановление главного государственного санитарного врача по Новосибирской области в Чановском, Венгеровском, Кыштовском, Татарском и Усть-Таркском районах от 04 декабря 2015 года и решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 февраля 2016 года,
установил:
Постановлением главного государственного санитарного врача по Новосибирской области в Чановском, Венгеровском, Кыштовском, Татарском и Усть-Таркском районах от 04 декабря 2015 года МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области обжаловало его в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в суд.
Решением судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 февраля 2016 года постановление по делу об административном правонарушении от 04 декабря 2015 года оставлено без изменения, жалоба МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что выявленный факт неисправности одной люминесцентные лампы из четырех не свидетельствует о нарушении пункта 7.8 СанПин 2.4.1.3049-13, при этом в акте проверки от 27.11.2015 указано, что помещения содержатся в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Актом проверки от 27.11.2015 не описано, где именно хранилось масло, а также, сколько и как оно хранилось. По объяснениям заведующей на момент проверки сливочное масло Крестьянское "Столица молока" (в расфасовке 180 гр.) находилось в холодильнике и хранилось в заводской упаковке, что не требовало дополнительно заворачивать масло в пергамент, в связи, с чем юридическое лицо не нарушало требование пункта 14.6 СанПин 2.4.1.3049-13. Должностным лицом не установлен факт нарушения, поскольку документально не установлено место, где хранилось масло, сколько оно хранилось и с какими продуктами. По мнению заявителя в описательной части акта проверки описаны доказательства, свидетельствующие о том, что места хранения хлеба убираются и все необходимые моющие и дезинфицирующие средства имеются, при этом в ходе проверки не выявлены последствия нарушения указанного требования, а именно - не обнаружена плесень и иные микроорганизмы, которые должны присутствовать в местах хранения хлеба, если не проводится уборка. Полагает не основанным на законе мнение органа надзора о том, что требование пункта 15.5 СанПин 2.4.1.3049-13 распространяется на напитки, следовательно, установленный экспертным заключением N 232/М от 12.11.2015 факт повтора в меню одних и тех же напитков не является нарушением СанПин 2.4.1.3049-13, вследствие чего юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Учитывая, что приложением N 10 СанПин 2.4.1.3049-13 установлены рекомендуемы суточные нормы, то необходимо применять пункт 1.2 СанПин 2.4.1.3049-13 и примечание 1 к указанному пункту, в соответствии с которым санитарные правила содержат рекомендации, исполняются добровольно и не носят обязательный характер.
Полагает, что требования СанПин 2.1.4.1074-01 установлены для поставщика питьевой воды, которым МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области не является, следовательно, юридическое лицо не может нести ответственность за качество поставляемой воды. Кроме того, в детском саду заключен договор на поставку питьевой воды, что отмечено в акте проверки от 27.11.2015.
Указывает, что экспертом необоснованно установлено, что образец третьего блюда (компот из кураги) не соответствует пункту 15.9 СанПин 2.4.1.3049-13, поскольку указанным пунктом определено, что на основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-раскладка, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. Допускается составление (представление) меню-раскладки в электронном виде. Рекомендуется для заказа продуктов с учетом принятой логистики организации питания дошкольной образовательной организации составлять меню-требование.
При этом, по мнению заявителя, экспертные заключения N 4009 от 16.11.2015, N 232/М от 12.11.2015, N 4106 от 20.11.2015 не могут являться доказательством по делу, так как получены с нарушением закона, отсутствуют документы, подтверждающие, что эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав объяснения представителя МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области Говоровой Н.Ю., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 28 вышеуказанного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Ответственность по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции -
Согласно пункту 14.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 ржаной и пшеничный хлеб хранятся раздельно на стеллажах и в шкафах, при расстоянии нижней полки от пола не менее 35 см. Дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции. При уборке мест хранения хлеба крошки сметают специальными щетками, полки протирают тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса.
В соответствии с пунктом 15.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15% от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%.
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях
Согласно пункту 15.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 при составлении примерного меню следует руководствоваться распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи с учетом таблицы 4.
Согласно пункту 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Как следует из материалов дела, 27.11.2015 должностным лицом Роспотребнадзора по Новосибирской обрасти проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - МКДОУ (МБДОУ) Детский сад N 10 г. Татарска, выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей:
- в подготовительной группе "б" в игровой комнате перегоревшие источники искусственного освещения, что является нарушением пункта 7.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- хранение сливочного масла не в соответствии с требованиями (не завернуто в пергамент), что является нарушением пункта 14.6 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- при уборке мест хранения хлеба полки не протирают тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса, что является нарушением пункта 14.6 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- организация питания детей МБДОУ детский сад N 10 г. Татарска не соответствует требованиям действующих СанПиН 2.4.1.3049-13 - пункт 15.5, отмечаются повторения одних и тех же блюд в последующие два дня (компот из свежих фруктов на обед во вторник и среду, кофейный напиток на молоке на завтрак в среду и четверг);
- в нарушение пункта 15.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 не выполняются суточные наборы продуктов для организации питания детей. Так, согласно накопительной ведомости за октябрь 2015 года (по филиалу) не выполнены суточные нормы: по рыбе на 6,8г (17,4%), творогу на 11г (27,5N), яйцу на 7г (35%), муке на 13г (44,8%), сухофруктам на 6,2г (56,3%), картофелю на 20г (10,8), свежим овощам на 137,6г (42%). Ясли (от 1,5 до 3 лет) - не выполнены суточные нормы по свежим овощам на 90г (35,1%), картофелю - 49г (30,6%), мясу на 7г (10,2%). Сад (от 3 до 7 лет) - не выполнены суточные нормы по творогу на 10г (25%), по рыбе на 8г (20,5%), кондитерские изделиям на 11г (55%).
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований N 4009 от 16.11.2015 - образец третьего блюда (компот из кураги), не соответствует пункту 15.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, калорийность ниже заявленной в меню-раскладке. Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований N 4106 от 20.11.2015 образец воды холодной питьевой не соответствует пункту 9.3 СанПиНа 2.4.1.3049-13 по показателю: мутность, минерализация.
Отказывая в удовлетворении жалобы МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области и оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Полагаю, что выводы судьи районного суда законны и обоснованны, вина МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом об административным правонарушении от 27.11.2015, актом проверки от 27.11.2015, экспертными заключениями N 4009 от 16.11.2015, N 232/М от 12.11.2015, N 4106 от 20.11.2015.
Указанным доказательствам и иным материалам дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, основания для иной оценки указанных доказательств не нахожу.
Доводы жалобы о том, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не установлено время замены перегоревшей лампочки не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку СанПиН 2.4.1.3049-13 установлено, что все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии независимо от временного промежутка неисправности источника искусственного освещения.
Актом проверки от 27.11.2015 не установлено, что помещения подготовительной группы, расположенной по адресу г. Татарск, ул. Телегина, 1а содержатся в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии, указанная характеристика дана помещениям, расположенным по адресу г. Татарск ул. Телегина, 52.
Также нахожу необоснованными доводы жалобы об отсутствии нарушения пункта 14.6 СанПиН 2.4.1.3049-13, поскольку указанное нарушение установлено должностным лицом при проведении проверки и зафиксировано в акте проверки от 27.11.2015, при этом законным представителе юридического лица при поведении проверки, а также при составлении протокола об административном правонарушении каких-либо замечаний указано не было.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что в акте проверки указано, что в помещении пищеблока ежедневно проводится своевременно текущая влажная уборка, уборочный инвентарь промаркирован, моющих и дезинфицирующих средств достаточно, не является доказательством того, что места хранения хлеба обрабатываются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, факт нарушения зафиксирован в акте проверки.
В предоставленном ответе на представление N 139 от 04.12.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного заведующая детским садом указала на то, что обнаруженные нарушения устранены хранение масла сливочного осуществляется в соответствии с СанПиН, на пищеблоке вывешена инструкция по обработке полок для хранения хлеба. Полки обрабатываются тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса.
Доводы жалобы со ссылкой на недопустимость экспертных заключений, так как эксперт не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не обоснованы, поскольку, как следует из определения о назначении экспертизы, эксперт был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (л.д.59-60).
Доводы жалобы о том что, требования пункта 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 установлено для поставщика питьевой воды также не обоснованы по следующим основаниям.
Согласно пункту 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Согласно пункту 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает: необходимые условия для соблюдения санитарных правил.
Дети посещающие образовательное учреждение, которое не обеспечено качественной питьевой водой, подвергают свою жизнь и здоровье угрозе в связи с тем, что образовательное учреждение не может обеспечить благоприятные условия и соблюдение действующих санитарных правил.
При таких обстоятельствах полагаю, что и должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о наличии в действиях МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 6.7 КоАП РФ - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановление о привлечении МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также уполномоченным должностным лицом.
Административное наказание назначено МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области в соответствии с санкцией части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
В целом доводы жалобы, не опровергают выводы судьи районного суда. Несогласие юридического лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о том, что судьей при рассмотрении дела допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и постановления должностного лица не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление главного государственного санитарного врача по Новосибирской области в Чановском, Венгеровском, Кыштовском, Татарском и Усть-Таркском районах от 04 декабря 2015 года и решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу МБДОУ Детский сад N 10 г. Татарска Новосибирской области без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.