Заместитель председателя Новосибирского областного суда РытиковаТ.А., рассмотрев жалобу ЗАО "Труд" на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 12.08.2015г., решение судьи Новосибирского областного суда от 10.11.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Труд",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 12.08.2015г., оставленным без изменения решением судьи Новосибирского областного суда от 10.11.2015г., ЗАО "Труд" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, прекратить производство по делу, возвратить сумму штрафа, уплаченную в бюджет. В обоснование жалобы указывает, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.10.2015г., вступившим в законную силу 01.02.2016г., предписание Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 29.04.2015 N 785-04/44, невыполнение требований которого послужило основанием для привлечения к административной ответственности, признано незаконным. Неисполнение требований незаконного предписания Управления по охране объектов культурного наследия не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Согласно части 18 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признаётся невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Из материалов дела усматривается, 29.04.2015г. должностным лицом Управления по охране объектов культурного наследия в адрес ЗАО "Труд" вынесено предписание, обязывающее Общество прекратить любые строительные работы на земельном участке с кадастровым номером N и предоставить в срок до 18.05.2015г. проектную документацию, на основании которой ведется строительство на земельном участке с кадастровым номером N по ул. 1905 года соответствующее требованиям п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ.
Однако в установленный срок предписание не было исполнено, что послужило основанием для привлечения ЗАО "Труд" к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
По делам данной категории, в силу ст. 26.1 КоАП РФ, обязательному выяснению, подлежат не только вопросы о лице, совершившем административное правонарушение, и факте неисполнения им предписания должностного лица в установленный срок, но и о законности предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.
Предписание Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 29.04.2015 N 785-04/44 выдано в отношении строительных работ, осуществляемых на принадлежащем закрытому акционерному обществу "Труд" земельном участке с кадастровым номером 54:35:021115:9, в целях государственной охраны объекта культурного наследия "Дом жилой К.А. Самохина", расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером 54:35:021115:8.
Разрешение на строительство объекта капитального строительства N Ru 54303000 было получено ЗАО "Труд" 23.05.2014г.
Положительное заключение государственной экспертизы от 18.12.2013 N 54-1-4-0295-13, полученное ЗАО "Труд" в отношении объекта капитального строительства "многоквартирный дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянкой по улице 1905 года в Железнодорожном районе города Новосибирска", содержит вывод о соответствии проектной документации требованиям нормативных документов и результатам инженерных изысканий.
Строящийся объект расположен на земельном участке заявителя в границах места допустимого размещения объекта, установленного градостроительным планом земельного участка, и соответствует основным видам разрешенного пользования земельного участка.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Частью 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право:
Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
До 22.01.2015г. пункт 3 статьи 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливал, что в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации, предъявлялось только в случае наличия объектов культурного наследия на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Границы объекта культурного наследия "Дом жилой К.А. Самохина" определены приложениями N 144 и N 348 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 18.06.2012 N 293-п и совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен этот объект.
На земельном участке с кадастровым номером 54:35:21115:9 объекты культурного наследия отсутствуют, следовательно, требования пункта 3 статьи 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции не предъявлялись при разработке проектной документации по строительству многоквартирного жилого дома на этом земельном участке.
Поскольку требования, указанные во второй части предписания повторяют требования пункта 3 статьи 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 22.01.2015г., а все разрешительные документы на строительство получены ЗАО "Труд" в 2013-2014 годах, предписание Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 29.04.2015г. N 785-04/44 законным признать нельзя.
Право Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области требовать немедленного прекращения любых строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021115:9, предусмотренное пунктом 7 статьи 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 22.01.2015г., обусловлено наличием угрозы, способной ухудшить состояние объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия) расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы, нарушить их целостность и сохранность.
Вместе с тем относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, с необходимостью подтверждающих возникновение угрозы для объекта культурного наследия "Дом жилой К.А. Самохина", расположенного на земельном участке, смежном с земельным участком заявителя, Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области в материалы дела не представлено.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.10.2015г., вступившим в законную силу 01.02.2016г., требования предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 29.04.2015 N 785-04/44 признаны неправомерными, неизбежно нарушающими права ЗАО "Труд" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку без наличия к тому правовых оснований возлагают на общество дополнительные обязанности и препятствуют осуществлению строительства жилого дома.
В ходе рассмотрения жалобы ЗАО "Труд" Арбитражным судом Новосибирской области было установлено, что ЗАО "Труд" принимает все зависящие от него меры, направленные на недопущение какого-либо влияния на объект культурного наследия "Дом жилой К.А. Самохина" при строительстве многоквартирного жилого дома на смежном с ним земельном участке.
ЗАО "Труд" заключен договор на выполнение инженерно- геодезических изысканий от 01.04.2015г. с обществом с ограниченной ответственностью "Стадия НСК", подписано соглашение от 02.06.2015г. с государственным автономным учреждением Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области", составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 04.06.2015г.
По результатам принятых заявителем мер фактов влияния строительства многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, подземной автостоянкой по улице 1905 года в Железнодорожном районе города Новосибирска на объект культурного наследия не выявлено, осадка по деформационным маркам здания памятника отсутствует.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 12.08.2015г., решение судьи Новосибирского областного суда от 10.11.2015г. подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу ЗАО "Труд" удовлетворить.
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 12.08.2015г., решение судьи Новосибирского областного суда от 10.11.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Труд", отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда Т.А. Рытикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.