Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Ф.Э.К. на вступившие в законную силу решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Д.Е.С." по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 6 августа 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 года, общества с ограниченной ответственностью "Д.Е.С."" (далее по тексту - ООО "Д.Е.С.", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2015 года указанное решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Ф.Э. К. - без удовлетворения.
В жалобе защитник Ф.Э. К., не соглашаясь с произведенной судьями оценкой доказательств, полагая, что нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
На основании статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, документами, которые на основании части 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Материалами дела установлено, что 23 июля 2015 года в ходе проведенного должностными лицами Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан экологического мониторинга прилегающей территорий поселка Татарстан Тукаевского муниципального района выявлен факт несоблюдения ООО "Д.Е.С." экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в сбросе люминесцентной лампы на почву земельного участка дома N 7 по улице Попова поселка Татарстан, хранении люминесцентных ламп в месте не предназначенном для этих целей.
Определением от 23 июля 2015 года в связи с наличием признаков составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Д.Е.С." возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: актом по результатам осуществления государственного экологического мониторинга от 23 июня 2015 года (л.д.64); протоколами об административном правонарушении (л.д.67), допроса подозреваемого от 31 июля 2015 года (л.д.104-108); постановлением о назначении административного наказания от 6 августа 2015 года; приобщенными к делу фотоматериалами (л.д.70-76); видеозаписью (л.д.116).
Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО "Д.Е.С." административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо допустившее несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований и виновность данного лица в совершении административного правонарушения, судьями нижестоящих судебных инстанций установлены правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обоснованность привлечения ООО "Д.Е.С." к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнения не вызывает, поскольку совокупность исследованных судьями доказательств свидетельствует о том, что Обществом допущено нарушение требований части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 11 Федерального закона от 24 июня1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Довод жалобы о нарушении порядка привлечения Общества к административной ответственности нельзя признать состоятельным.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что производство по делу возбуждено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам государственного экологического мониторинга.
Извещение о необходимости явиться в Прикамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан для составления и подписания протокола об административном правонарушении с указанием места и времени его составления получено лично директором Общества Е.С. Д..
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии понятых, в соответствии с требованиями части 5 статьи 27.12 и части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии отказа Е.С. Д. от подписи протокола и дачи объяснений и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.
Понятые своими подписями заверили факт совершения в их присутствии процессуальных действий, их содержание и полноту.
Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать о недопустимости процессуальных документов в качестве доказательств, не допущено.
Объективных доказательств, свидетельствующих о заинтересованности должностного лица в привлечении ООО "Д.Е.С." к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Ссылка в жалобе на рассмотрение административного дела не по месту совершения правонарушения не может быть принята в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку протокол составлен по результатам административного расследования, при установлении в действиях Общества признаков состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах ООО "Д.Е.С." обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Доводы жалобы о нарушении прав ООО "Д.Е.С." на защиту в виду ненадлежащего извещения о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении в Верховном Суде Республики Татарстан, нельзя признать состоятельными.
Из материалов дела следует, что канцелярией районного суда предпринимались меры для уведомления защитника ООО "Д.Е.С." Ф.Э. К., ему направлялись извещение о принесении жалобы от 27.10.2015 и сообщение от 20.10.2015 о рассмотрении дела об административном правонарушении с указанием даты судебного заседания в Верховном Суде Республики Татарстан.
Кроме того, вся информация о рассмотрении данного дела об административном правонарушении, являясь общедоступной, размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан в сети Интернет.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Д.Е.С." должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судебные акты соответствуют требованиям закона.
Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 октября 2015 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Д.Е.С." по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ф.Э.К. - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Татарстан С.М. Федонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.