судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Тихоновой Т.В., Потехиной О.Б.
при секретаре Х
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Рура АЮ к администрации города Ачинска о включении в очередь на получение жилья
по апелляционной жалобе администрации города Ачинска
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 01 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию г. Ачинска включить Руру А.Ю. с 27 декабря 2002 года в общий список граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рура А.Ю. обратился в суд с иском к администрации г. Ачинска о включении в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1998 года по февраль 2011 года проходил службу в У. В 2002 году по решению жилищной комиссии У был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В августе 2015 года он обратился в администрацию г.Ачинска с заявлением о внесении его в общий список граждан нуждающихся в жилом помещении, в чем ему было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, в связи с чем сохраняет право стоять на учете до получения жилого помещения по договору социального найма.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска У на основании доверенности, просит решение суда отменить. Считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был учтен тот факт, что специалистами МО МВД России "Ачинский" в установленный законом срок учетные дела граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на учет до "дата" по месту работы, в администрацию "адрес" не передавались. Кроме этого, судом не учтено, что по договору найма жилого помещения от "дата" истцу и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", комнаты N, жилой площадью 27,5 кв.м, что в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденными постановлением исполнительного комитета Красноярского Совета народных депутатов от 1 марта 1990 года N, исключало возможность признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и он не мог быть поставлен в очередь на получение жилья по договору социального найма по причине отсутствия к этому законных оснований. Занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение по адресу: "адрес" народов, "адрес", ком. N не являлось общежитием и временным жильем.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика У на доводах апелляционной жалобы настаивал по указанным в ней основаниям.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Рура А.Ю. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Ускова К.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что Рура А.Ю. с 25 ноября 1998 года по 01 февраля 2011 года проходил службу в место" (ранее У).
25 июля 2006 году Рура А.Ю. был задержан следователем прокуратуры в связи с совершением преступления, в отношении него была избрана мера пресечения в виде ареста, впоследствии в 2008 году он осужден к лишению свободы и отбывал наказание до декабря 2013 года.
По сообщению администрации г. Ачинска от 24 августа 2015 года по факту обращения Руры А.Ю. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, специалистами У г.Ачинска и Ачинского района, осуществлявшими учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленный законом срок учетные дела граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищный условий и принятых на учет до 01 марта 2005 года по месту работы, в администрацию г.Ачинска не передавались.
Согласно выписки из домовой книги по состоянию на 18 мая 2015 года, Рура А.Ю. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: "адрес" народов, "адрес" 03 августа 2000 года как наниматель жилого помещения, снят с регистрационного учета 23 апреля 2014 года в связи со сменой места жительства.
С 03 августа 2000 года и до настоящего времени в указанном жилом помещении состоят на регистрационном учете Р "дата"., сын нанимателя, С жена нанимателя.
По договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 10 июня 2015 года жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 28 кв.м, передано администрацией г. Ачинска в собственность Рура И.А. в порядке приватизации.
Согласно справки Ачинского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 03 апреля 2015 года жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес", присвоен адрес: "адрес"
В судебном заседании суда первой инстанции истец Рура А.Ю. пояснил, что он отказался от участия в приватизации вышеуказанного жилого помещения.
Разрешая исковые требования Рура А.Ю., суд первой инстанции исходил из того, что истец состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в У с 27 декабря 2002 года, числился в общем списке очередников на жилую площадь на 2005 года, утвержденном на совместном заседании жилищно-бытовой комиссии У и Ачинского района под N, жилого помещения на праве собственности не имеет, списки нуждающихся в жилых помещениях сотрудников У были переданы в администрацию г. Ачинска вместе с учетными делами очередников, в связи с чем истец подлежит включению в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 27 декабря 2002 года.
При этом суд первой инстанции отклонил как необоснованный довод ответчика об обеспеченности истца на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий жилым помещением, предоставленным ему по договору найма от 13 февраля 2001 года, расположенным по адресу: "адрес" площадью 27,5 кв.м, указав, что данное жилое помещение было расположено в общежитии и являлось временным жильем.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном определении юридически значимых обстоятельств по делу, неправильном применении норм материального права, в связи с чем не может с ними согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществлялось путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указывались конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п.4).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивалось после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
Согласно пункту 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавшего до 01 марта 2005 года, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления (пункт 14). Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (пункт 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (пункт 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (пункт 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (пункт 19).
Из книги учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий У следует, что Рура А.Ю. включен в данный список 27 декабря 2002 года под номером 70.
По запросу суда апелляционной инстанции межмуниципальный отдел У" представил подлинное учетное дело на имя Рура Алексея Юрьевича.
В учетном деле имеется рапорт Рура А.Ю. от 25 июня 2004 года на имя начальника У, согласно которому заявитель просит внести на обсуждение жилищно-бытовой комиссии при У вопрос о принятии его и его семьи, состоящей из трех человек, на учет для получения жилой площади, поскольку он и члены его семьи проживают в общежитии, у них отсутствует право собственности на жилые помещения.
Сведений о принятии по рапорту Рура А.Ю. решения жилищно-бытовой комиссией, утвержденного начальником отдела внутренних дел, учетное дело не содержит.
Иных заявлений Рура А.Ю. о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в учетном деле нет.
Также в учетном деле имеется акт проверки жилищных условий Рура А.Ю. от 15 января 2003 года, выписки из домовой книги, из которых следует, что Рура А.Ю. проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", где также проживают его сын - РА. и супруга - РЕА
Согласно ордеру N 46 от 12 июля 2000 года администрация г. Ачинска предоставила Рура А.Ю., работающему в У и членам его семьи в пользование жилое помещение, состоящее из двух комнат площадью 27,5 кв. м, в общежитии по адресу: г "адрес"
На основании указанного ордера 13 февраля 2001 года между ЗАО ЖЭУ (наймодателем) и Рура А.Ю. (нанимателем) заключен договор найма жилого помещения в общежитиях АО "Ачинский НПЗ".
По сообщению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска от 22 апреля 2016 года жилой дом, распложенный по адресу: "адрес" включен в реестр муниципальной собственности на основании договора о передаче жилья в муниципальную собственность от 28 мая 1998 года, заключенного между ОАО " ООО" и администрацией г. Ачинска.
Из договора от 28 мая 1998 года и акта передачи семейных общежитий видно, что общежитие N "адрес") введено в эксплуатацию в 1986 году.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к указанному Постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Таким образом, судебная коллегия считает, что общежитие по "адрес", построенное за счет государственных средств и находившееся в хозяйственном ведении государственного предприятия Ачинский нефтеперерабатывающий завод, в 1998 года было передано в муниципальную собственность во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от "дата" N.
В связи с принятием общежития в муниципальную собственность статус общежития утрачен в силу закона, впоследствии решения о включении жилых комнат N и N в специализированный жилищный фонд администрацией г. Ачинска не принималось.
По делу установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было предоставлено Рура А.Ю. и членам его семьи администрацией г. Ачинска по ордеру N от 12 июля 2000 года, т.е. как муниципальное жилое помещение и к тому моменту общежитием его статус был утрачен.
Частью 1 статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
В соответствии ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактически Рура А.Ю. и члены его семьи с 2000 года проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", на условиях договора социального найма, поскольку жилое помещение к моменту предоставления истцу, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, уже находилось в муниципальной собственности и было предоставлено Рура А.Ю. администрацией г. Ачинска, имевшей право на предоставление жилых помещений муниципального фонда указанной категории граждан. Рура А.Ю. и члены его вселялись в указанное жилое помещение ни как в общежитие, а как в муниципальное жилье социального использования.
Оформление жилищных правоотношений по использованию жилищного фонда является обязанностью собственника жилищного фонда, при этом ненадлежащее выполнение такой обязанности в связи с действиями должностных лиц, ответственных за оформление жилищных прав граждан, не может повлечь изменение статуса жилого помещения.
В этой связи ошибочное указание в ордере N 46 от 12 июля 2000 года и в договоре найма жилого помещения от 13 февраля 2001 года на то, что предоставленное Рура А.Ю. жилое помещение является общежитием, при установленных по делу фактических обстоятельствах не может свидетельствовать о том, что истец и его семья проживали в общежитии.
Поэтому ссылка суда первой инстанции в обоснование удовлетворения заявленного иска на то обстоятельство, что занимаемое Рура А.Ю. жилое помещение было расположено в общежитии и являлось временным жильем, несостоятельна, поскольку при оценке договора найма от 13 февраля 2001 года суд не учел факт передачи общежития в муниципальную собственность во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что и на 25 июня 2004 года, то есть на момент подачи Рура А.Ю. на имя начальника У рапорта о принятии его и его семьи на учет для получения жилой площади признании, и на 27 декабря 2002 года, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденные постановлением исполнительного комитета Красноярского Совета народных депутатов от 1 марта 1990 года N 63/3.
Согласно п.п. "а" п. 7 названных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и менее.
Поскольку Рура А.Ю. и членам его семьи в 2000 году было предоставлено муниципальное жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью 27,5 кв. м, следовательно, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и не мог быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ни с 27 декабря 2002 года, ни с 25 июня 2004 года.
Другие основания признания истца нуждающимся в жилом помещении, предусмотренные ст. 29 ЖК РСФСР и ст. 51 ЖК РФ, по делу не установлены.
Кроме того, судебная коллегия полагает необоснованными и выводы суда первой инстанции о том, что список нуждающихся в жилых помещениях сотрудников У с учетными делами были переданы в администрацию г. Ачинска в соответствии с требованиями Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N18-4751.
Ответчик отрицает факт передачи ему УВД г. Ачинска указанного списка и учетных дел.
Каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих факт передачи списка и учетных дел в администрацию г. Ачинска, по делу не представлено.
По сообщению КУМИ администрации г. Ачинска от 22 апреля 2016 года из представленного в дело списка очередности на жилплощадь на 2005 год сотрудников УВД г. Аичнска и Ачинского района на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г.Ачинска никто не состоит; с 2003 года по 2009 год на учете состояла только Звонарева И.Е.
Тот факт, что муниципальным отделом А" суду апелляционной инстанции представлено подлинное учетное дело на Рура А.Ю., подтверждает довод ответчика о том, что учетное дело Рура А.Ю. в администрацию г. Ачинска не передавалось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на администрацию г. Ачинска обязанности включить Рура А.Ю. в общий список граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 27 декабря 2002 года, поскольку при принятии оспариваемого решения судом неверно установлены фактические обстоятельства спора, неправильно применены нормы материального права.
Ссылка истца об отсутствии у него в настоящее время какого-либо жилого помещения, не является основанием для удовлетворения заявленных им требований.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", передано в собственность сына Рура А.Ю. - Р. в порядке приватизации 10 июня 2015 года.
В судебном заседании при рассмотрении спора судом первой инстанции Рура А.Ю. пояснял, что он отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения.
Таким образом, истец самостоятельно распорядился принадлежащими ему жилищными правами.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Рура А.Ю.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 01 февраля 2015 года отменить. Принять по делу новое решение. Отказать в удовлетворении исковых требований Рура АЮ к администрации г. Ачинска о включении в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.