Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Туровой Т.В.
судей Кучеровой С.М., Петрушиной Л.М.
при секретаре Бацунине Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Изохватов В.А. к Администрации п. Емельяново Емельяновского района об оспаривании решений об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок,
по апелляционной жалобе Изохватова В.А. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 12 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Изохватов В.А. к Администрации п. Емельяново Емельяновского района об оспаривании решений об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Кучеровой С.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изохватов В.А. обратился в суд с заявлением к администрации поселка "адрес", в котором просил отменить решения N от "дата", N от "дата", N от "дата", N от "дата", N от "дата", N от "дата", а также обязать администрацию поселка Емельяново предоставить ему участок, расположенный в "адрес" рядом с участком с кадастровым номером N, в аренду под личное подсобное хозяйство.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что владеет и пользуется, расположенным рядом с испрашиваемым, земельным участком, который был заброшенным, на нем образовывалась свалка мусора, которую он собственными силами периодически убирал. При первоначальном обращении "дата" администрацией заявителю был дан ответ, что на данном участке находится строение, поэтому он не может быть представлен. Однако никаких строений на данном земельном участке не находилось. Затем началось строительство на данном участке. При повторном обращении "дата" площадь испрашиваемого земельного участка была уменьшена, однако было вновь отказано из-за отсутствия подъездных путей к нему. При этом устно работники администрации полагали возможным выделение заявителю данного земельного участка. При обращении в очередной раз предоставление земельного участка было согласовано, однако в связи с изменениями законодательства необходимо проведение аукциона, с чем он не согласен.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Изохватов В.А. просил решение отменить, считая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация п.Емельяново Емельяновского района считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, представителя истца Мартьянову А.А., действующую на основании доверенности 24АА N2134708 от 21.12.2015 г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Емельяновского района Горовенко В.С., действующего на основании доверенности N 14 от 03.12.2015 г., представителя администрации п.Емельяново Рожнову Е.В., действующую на основании доверенности от 11.01.2016 г., выразивших согласие с принятым по делу решением, считающие доводы жалобы не обоснованными, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в общественно-политической газете Емельяновского района "Емельяновский веси" выпуск N от "дата" опубликовано извещение о предоставлении земельного участка по адресу: "адрес", рядом с участком с кадастровым номером N. В указанный в извещении срок с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка обратилась Бурмакина Ю.В., которая с 2015 г. занимается оформлением документов на спорный земельный участок.
В этой связи, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального законодательства, являющееся безусловным основанием к отмене постановленного решения и в силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ влечет за собой рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции
Апелляционным определением от 18.04.2016 г. постановлено о переходе к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Бурмакину Ю.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец уточнил исковые требования, просил отменить решения администрации п.Емельяново Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка Изохватову В.А. N от "дата", N от "дата", N от "дата", обязать администрацию п.Емельяново Красноярского края предоставить Изохватову В.А. земельный участок, расположенный в "адрес", рядом с участком в кадастровом номере 21:11:0010105:3795 в аренду, под личное подсобное хозяйство.
Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статья 39.1 Земельного кодекса РФ предусматривает основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Разрешая спор и отказывая в иске Изохватову В.А., суд первой инстанции исходил из того, что истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания решений об отказе в предоставлении земельного участка от "дата", "дата", а отказ администрации п. Емельяново от "дата" основан на положениях действующего законодательства, поскольку на земельный участок претендует одновременно с истцом иное лицо, поэтому данный земельный участок не может быть согласован истцу и подлежит выставлению на торги, согласно требованиям Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия считает выводы суда о пропуске срока на обжалование отказа администрации п. Емельяново ошибочными, основанными на требованиях главы 25 ГПК РФ, утратившей силу с 15 сентября 2015 г. (Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ), а оснований для применения положений КАС РФ по делу не имеется, поскольку истцом заявлен спор о правах на земельный участок, подлежащий разрешению по правилам гражданского судопроизводства.
В этой связи настоящий спор подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).
С заявлениями об оспаривании действий администрации п. Емельяново истец обратился в пределах срока исковой давности, а потому оснований для отказа в удовлетворении заявленных им требований по мотиву пропуска срока для обращения в суд у суда первой инстанции не имелось.
Как следует из материалов дела, Изохватов В.А. обратился в администрацию поселка Емельяново с заявлением от "дата", поступившим в Администрацию "дата" (вх. N), в котором просил согласовать выделение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "адрес" согласно прилагаемой схемы.
Согласно ответу от "дата" Администрацией п. Емельяново согласование места расположения испрашиваемого земельного участка не представляется возможным по причинам: рельеф местности позволяет сформировать участок менее "данные изъяты" кв.м.; строительство индивидуального жилого дома допустимо на участке площадью менее "данные изъяты" кв.м.; отсутствие подъездных путей к участку с "адрес".
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления. В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона РФ N137-Ф3 от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона РФ N171-ФЗ от 23.06.2014 года, вступившего в законную силу 01.03.2015 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (Правила землепользования и застройки муниципального образования поселок Емельяново Емельяновского района Красноярского края утверждены Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов N-Р от "дата").
Такими образом, распоряжение земельными участками, расположенными на территории муниципального образования поселок Емельяново, государственная собственность на которые не разграничена, до "дата" осуществлялось органом местного самоуправления муниципального района, то есть - администрацией Емельяновского района Красноярского края. Полномочия по распоряжению указанными земельными участками администрацией поселка Емельяново в соответствии с земельным законодательством осуществляется с "дата".
В этой связи, давая ответ истцу "дата" на его заявление от "дата" о предоставлении спорного земельного участка администрация поселка Емельяново не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (к числу которых относится и спорный земельный участок).
"дата" Изохватов В.А. (вх. N) вновь обратился в администрацию поселка Емельяново с заявлением, в котором просил выделить ему земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства согласно прилагаемой схеме. К данному заявлению был приложен план границ земельного участка.
Уполномоченный орган может отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка только в случаях, установленных законом (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В ответ на указанное заявление Администрацией было подготовлено уведомление за исх. N от "дата", которым было отказано заявителю в выделении истребуемого участка, в том числе в связи с несоответствием формы поданного заявления и представленного заявителем плана границ земельного участка требованиям п.п. 1, 2 ст. 39.15, п.12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Как видно из дела, заявителем подано заявление не о предварительном согласовании земельного участка, а о его выделении, без указания его адреса, ссылок на документ, удостоверяющий его личность, примерное положение земельного участка и основания его предоставления без проведения торгов, что противоречит положениям ст. 39.15 ЗК РФ
Кроме того, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 12 указанной статьи ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ N762 от 27.11.2014 года утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то есть в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
План границ испрашиваемого Изохватовым В.А. земельного участка, приложенный к заявлению от "дата" не соответствовал требованиям перечисленных норм Закона.
С учетом изложенного, администрация поселка Емельяново на законных основаниях отказала заявителю в удовлетворении поданного им заявления от "дата"
"дата" Изохватов В.А. обратился в Администрацию поселка Емельяново (вх. N) обратился с заявлением о выделении ему в аренду земельного участка площадью 6000 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, согласно прилагаемой схеме напротив жилого "адрес".
Администрацией п. Емельяново в адрес Изохватова В.А. направлено соответствующее уведомление (исх. N от "дата") об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого им земельного участка по адресу: "адрес", рядом с участком с кадастровым номером N, ввиду поступления заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды. Данный участок будет сформирован и выставлен на торги.
Судебная коллегия считает указанный отказ правомерным.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов предусмотрены ст. 39.6 ЗК РФ. Согласно положениям п. 15 ч. 2 указанной статьи ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 г.) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 4, 5, 6, 7 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. Указанное решение является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, в рамках действующего земельного законодательства лицо, заинтересованное в предоставлении ему в аренду земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, вправе обратиться в орган местного самоуправления, имеющего полномочия распоряжаться таким земельным участком (далее по тексту - уполномоченный орган), с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и с приложением к указанному заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В течение тридцати дней после поступления указанного заявления уполномоченный орган обязан в установленном законом порядке опубликовать извещение о предоставлении земельного участка, в том числе, и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе на уполномоченный орган Законом возложена обязанность принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обратившемуся с таким заявлением, а также обеспечить формирование испрашиваемого земельного участка и принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении. То есть в момент поступления в уполномоченный орган заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, лицо, обратившееся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утрачивает право на предоставление данного участка без проведения торгов. Такой участок может быть предоставлен только по результатам аукциона.
В связи с тем, что испрашиваемый заявителем участок относится к землям с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства и находится в границах населенного пункта, администрацией поселка Емельяново во исполнение положений п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликовано извещение о предоставлении истребуемого земельного участка в общественно-политической газете Емельяновского района Красноярского края "Емельяновский веси", выпуск N от "дата". Одновременно указанное извещение опубликовано в сети "Интернет". В данном извещении указан срок окончания приема заявлений - "дата".
В указанный срок с заявлениями о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка в Администрацию п. Емельяново обратился один человек - Бурмакина Ю.В.
В связи с поступлением указанного заявления Администрацией в адрес Изохватова В.А. направлено соответствующее уведомление (исх. N от "дата") об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. Одновременно заявителю разъяснено, что данный участок на основании п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ будет сформирован и выставлен на торги.
На основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ распоряжением администрации поселка Емельяново N от "дата" утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, а постановлением Администрации N от "дата" указанному участку присвоен почтовый адрес: "адрес". Земельный участок поставлен на кадастровый учет за N. Таким образом, земельный участок ответчиком сформирован и подготовлен для проведения аукциона.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок относится к землям с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства и находится в границах населенного пункта, администрация п.Емельяново правомерно выставила испрашиваемый земельный участок на торги, а, следовательно, правомерно отказала Изохватову В.А. в предоставлении земельного участка, исходя из положений п.7 ст. 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Изохватова В.А. об отмене решения администрации п.Емельяново Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка Изохватову В.А. N от "дата" и обязании администрацию п.Емельяново Красноярского края предоставить Изохватову В.А. земельный участок, расположенный в "адрес", рядом с участком в кадастровом номере N в аренду, под личное подсобное хозяйство являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изохватов В.А. не лишен права участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 12 ноября 2015 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Изохватов В.А. к Администрации п. Емельяново Емельяновского района об оспаривании решений об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.