Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Баимовой И.А.
судей - Сударьковой Е.В., Беляковой Н.В.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Нигматулина "данные изъяты" к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края - Глушкова Н.С.,
на решение Норильского городского суда в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края от 27 января 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования Нигматулина "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края N 82-3529/9 от 22 мая 2015 года об отказе в предоставлении Нигматулину "данные изъяты" социальной выплаты по подпрограмме "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановление Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года.
Признать за Нигматулиным "данные изъяты" право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предоставить Нигматулину "данные изъяты" социальную выплату и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения (на указанный в заявлении состав семьи) в рамках реализации подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года, в соответствии с установленной Подпрограммой очередностью согласно лимиту денежных средств, выделяемых на реализацию данной Подпрограммы.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы и службы в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы.
Обязать Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска направить учетное дело Нигматулина "данные изъяты" в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нигматулин Р.Ф. обратился в суд с иском Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Свои требования мотивировал тем, что проживает в районах Крайнего Севера с 1988 года, в период с 1988 года по 1990 год проходил службу в вооруженных силах, с 03 декабря 1991 года по 01 марта 1999 года проходил службу в органах внутренних дел УВД г. Норильска. 13 октября 2011 года встал на учет в Управлении содействия переселению Администрации г. Норильска Красноярского края, собрал необходимый пакет документов и подал заявление на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году. 01 июня 2015 года по почте получил уведомление Управления содействия по переселению Администрации г. Норильска о том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края его учетное дело возвращено со снятием его с очереди на получение социальной выплаты. Считает данный отказ незаконным. Просит признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы; признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края N 82-347/9 об отказе в предоставлении ему социальной выплаты по подпрограмме "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановление Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края оформить документы на социальную выплату и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации Подпрограммы, в соответствии с очередностью согласно лимиту денежных средств, выделяемых на реализацию данной Подпрограммы, в 2015 году; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы и службы в органах внутренних дел; обязать Управление жилищного фонда Администрации города Норильска направить его учетное дело в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обязанности предоставить Нигматулину Руслану Файзиевичу социальную выплату и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения (на указанный в заявлении состав семьи) в рамках реализации подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года, в соответствии с установленной Подпрограммой очередностью согласно лимиту денежных средств, выделяемых на реализацию данной Подпрограммы.
В судебное заседание истец Нигматулин Р.Ф., представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей соответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Никитиной Н.В., действующей на основании доверенности от 31.12.2015 г., Епифанова И.О., действующего на основании доверенности от 18.01.2016 г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст. 3 названного Закона постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года N 11-5582 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края" отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" наделены, в том числе, органы местного самоуправления городского округа Норильск.
Меры социальной поддержки граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера на территории Красноярского края, предусмотрены также Законом Красноярского края N 11-5540 от 21 декабря 2010 года "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края".
В соответствии со ст. 1 указанного Закона социальная поддержка оказывается гражданам, соответствующим следующим требованиям: имеющим место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; состоящим на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; переселяющимся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера; прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении.
При этом по смыслу ч. 3 ст. 2 указанного Закона гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору. Предусмотренная указанным законом мера социальной поддержки оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера за счет средств краевого бюджета в соответствии с утверждаемой Правительством Красноярского края долгосрочной целевой программой (ч.ч. 1, 2 ст. 3 Закона).
Постановлением Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года утверждена и действовала в период возникновения спорных правоотношений Государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014 - 2016 годы, одним из мероприятий которой является Подпрограмма "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014 - 2016 годы.
В рамках указанной Подпрограммы право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года N 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края" имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; состоящие на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 13.10.2011 г. Нигматулин Р.Ф. состоит на учете в Администрации г. Норильска для получения жилищной субсидии (социальной выплаты) согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" 03.07.2014 г. истец обратился в Управление содействия переселению Администрации г. Норильска с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты в 2015 году в рамках Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года N 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края" на приобретение жилья на территории Омской области.
Управлением содействия переселению Администрации г. Норильска из представленных истцом документов было сформировано и направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края учетное дело N 13937 участника подпрограммы Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы Государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года.
Как следует из материалов учетного дела, исчисленный Нигматулину Р.Ф. календарный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 31.12.2014 г. составляет 25 лет 02 месяца, из которых 07 лет 02 месяца 28 дней истец проходил службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера - в должности "данные изъяты" милиции УВД г.Норильска, 01 год 02 месяца проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
22.05.2015 г. письмом N 82-3529/9 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края учетное дело Нигматулина Р.Ф. было возвращено в Управление содействия переселению Администрации г. Норильска без предоставления истцу социальной выплаты в соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по вопросу зачисления календарной выслуги военной службы в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и других приравненных к ним местностях, по смыслу которых периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы не входят в понятие "периоды работы или иной деятельности" согласно пенсионному законодательству, а специальными нормами вопрос о включении указанных периодов в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года не урегулирован. Основанием к отказу в предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья послужило отсутствие у него требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, в который Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края не был включен период прохождения Нигматулиным Р.Ф. службы в органах внутренних дел и в органах уголовно-исполнительной системы.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что период прохождения службы в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.
Так в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении" N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007года N 9-П) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации, независимо от уплаты в указанный период страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, в страховой стаж засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Аналогичным образом разрешен вопрос о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Федеральным законом N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 года условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года 4202-1 время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
Таким образом, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
На основании изложенного, календарный стаж работы Нигматулина Р.Ф. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 25 лет 02 месяца, из них 07 лет 02 месяца 28 дней приходятся на службу в органах внутренних дел, 01 год 02 месяца 02 дня - на службу в органах уголовно-исполнительной системы, что свидетельствует о наличии у истца требуемой для получения социальной выплаты общей продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение решения суда может привести к нарушению очередности при выдаче жилищных сертификатов судебная коллегия считает не состоятельными.
Как следует из материалов дела, Нигматулин Р.Ф выполнил необходимые условия для участия в Подпрограмме "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014 - 2016 годы, в орган местного самоуправления Нигматулиным Р.Ф. был представлен полный пакет документов, Министерством строительства и ЖКХ Красноярского края было незаконно отказано в предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Поскольку на момент 22.05.2015 года истцу незаконно отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, права истца были нарушены, у суда имелись все основания для возложения на ответчика обязанности предоставить Нигматулину Р.Ф. социальную выплату и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Кроме того, возложив на Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края обязанность по предоставлению истцу социальной выплаты и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, суд не обязал Министерство обеспечить истца такой выплатой во внеочередном порядке, а обязал действовать в соответствии с подпрограммой "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края N 514-п от 30 сентября 2013 года, в соответствии с установленной Подпрограммой очередностью согласно лимиту денежных средств, выделяемых на реализацию данной Подпрограммы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права регулирующие спорные правоотношения, и принято законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ст. 330 ГПК РФ самостоятельным основанием для отмены судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края от 27 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края - Глушкова Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.