Президиум Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Фуги Н.В.,
членов Президиума - Кулябова А.А., Войты И.В., Астапова А.М.,
Заройца И.Ф., Малашенкова Е.В.
при секретаре - Настенко В.В.
по докладу судьи - Плаксиной Е.Е.
рассмотрев гражданское дело по иску Силуянова А.В. к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании недействующим постановления от 16 июля 2013 года N1201,
по кассационной жалобе Силуянова А.В. на заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 сентября 2015 года,
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Астапова А.М. от 6 апреля 2016 года,
установил:
Силуянов А.В. предъявил в суде иск к Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании недействующим постановления от 16 июля 2013 года N 1201.
Требования мотивированы тем, что Силуянов А.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес", северо-западная часть кадастрового квартала N. Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края от 16 июля 2013 года N 1201 установлен публичный сервитут на 23 земельных участка на период строительства объекта - "Строительство ПС 110/10 кВ "Содружество с питающей ВЛ ПО кВ". Установление права ограниченного пользования чужим земельным участком в целях строительства воздушной линии электропередачи противоречит Земельному кодексу РФ и нарушает права истца как собственника на использование принадлежащих ему земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, по их целевому назначению. Силуянов А.В. просит признать недействующим Постановление Администрации Емельяновского района Красноярского края от 16 июля 2013 года N 1201, со дня его принятия.
Заочным решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 июня 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 сентября 2015 года, Силуянову А.В. в иске к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании недействующим с момента вынесения постановления N1201 от 16 июля 2013 года отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 26 января 2016 года, Силуянов А.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Силуянов А.В., представитель администрации Емельяновского района Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Президиума краевого суда не явились. На основании статьи 385 ГПК РФ Президиумом краевого суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснение представителя Силуянова А.В. - Мороз Е.Н. (доверенность от "дата" г.), поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум краевого суда находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов
Такого рода нарушения допущены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, Силуянов А.В. на основании договоров купли-продажи от "дата" года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м. и соседнего с ним земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенных на территории Емельяновского района, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК "Солонцы", северо-западная часть кадастрового квартала N.
В связи со строительством ПС 110/10 кВ "Содружество" с питающей ВЛ 110кВ и необходимостью установления публичного сервитута на земельные участки, администрацией Емельяновского района в соответствии с решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 28 марта 2007 года N 32-181Р "О проведении общественных слушаний (обсуждений)" 03 июня 2013 года принято решение о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.
Постановление администрации Емельяновского района от 03 июня 2013 года опубликовано в общественно-политической газете "Емельяновские вести" от 05 июня 2013 года N 23.
По результатам проведения общественных слушаний от 14 июня 2013 года принято решение об одобрении установления публичного сервитута на земельные участки, в том числе и принадлежащие истцу с разрешенным видом использования "для дачного строительства".
Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края N 1201 от 16 июля 2013 года установлен публичный сервитут на 23 земельных участка, на период строительства объекта - "Строительство ПС 110/10 кВ "Содружество с питающей ВЛ 110 кВ". В перечень указанных 23 земельных участков входят земельные участки, принадлежащие истцу (л.д. 8-11).
Согласно заключению кадастрового инженера и схеме расположения земельных участков, на земельном участке с кадастровым номером N располагается анкерный столб, линия электропередач проходит над земельными участками с кадастровыми номерами N и N (л.д. 157-158).
Отказывая Силуянову А.В. в иске, суд первой инстанции исходил из того, что установление публичного сервитута на строительство ПС 110/10 кВ "Содружество с питающей ВЛ 110 кВ" обусловлено общественными интересами и не требует заключения с собственником земельных участков, в отношении которых устанавливается подобное обременение, отдельного договора, а достаточно принятия решения об этом на общественных слушаниях.
При этом суд, руководствуясь подпунктом 9 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, предусматривающим возможность установления временного публичного сервитута в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ, перечень которых не является исчерпывающим, пришел к выводу о соответствии обжалуемого постановления от 16 июля 2013 года N1201 действующему законодательств и о том, что установление публичного сервитута для строительства линии электропередачи не лишает истца права использовать свои земельные участки по назначению и не нарушает его прав по владению и пользованию этими земельными участками.
Проверяя по апелляционной жалобе Силуянова А.В. законность принятого решения, суд апелляционной инстанции выводы районного суда признал правильными и указал, что сервитут установлен полномочным органом местного самоуправления в публичных интересах и истец имеет возможность обратиться к органу местного самоуправления с требованием о взыскании соразмерной платы в случае существенных затруднений в использовании земельных участков.
Приведенные выводы судов нижестоящих инстанций основаны на неверном применении норм материального права.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно пункту 3 приведенной статьи, могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Таким образом, по смыслу закона публичный сервитут может быть установлен в целях ремонта, а не строительства коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей (п.п.2 п.3).
Под другими работами, указанными в п.п.9 понимаются такие работы, которые как изыскательские и исследовательские носят временный характер, последствия проведения которых устраняются после окончания таких работ соответственно строительство воздушной линии электропередачи нельзя отнести к таким видам работ.
В соответствии с Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при напряжении линии 110 кВ - 20 метров с каждой стороны.
В материалах дела сведений о существовании линии электропередачи, в том числе анкерной опоры, на земельных участках на момент приобретения их Силуяновым А.В., не имеется.
Разрешение на строительство нового центра электропитания - подстанции 110/10 кВ "Содружество" с питающими линиями электропередачи 110 кВ по адресу: "адрес", выдано МКУ Администрация Солонцовского сельсовета 05 августа 2013 года на срок до 05 февраля 2015 года (л.д. 48).
При этом в выписках из ЕГРП на принадлежащие Силуянову А.В. с "дата" года земельные участки с кадастровыми номерами N и N, срок устанавливаемого сервитута не указан (л.д. 12-13).
В постановлении Администрации Емельяновского района Красноярского края от 16 июля 2013 года N1201 об установлении публичного сервитута, а также в ЕГРП не указано, каким образом собственник земельных участков обязан обеспечить предоставление сервитута - путем предоставления возможности беспрепятственного проезда строительной техники или совершить иные действия.
Кроме того, сфера публичного сервитута распространяет свое действие на земельный участок с кадастровым номером N на площадь "данные изъяты" кв.м., на земельный участок с кадастровым номером "дата" - на площадь "данные изъяты" кв.м.
Из заключения кадастрового инженера от 27 мая 2015 года следует, что на территории принадлежащего Силуянову А.В. земельного участка с кадастровым номером N располагается анкерный столб ВЛЭП.
Из кадастровых выписок о земельных участках от 29 марта 2016 года видно, что срок действия публичного сервитута истекает 07 августа 2018 года.
Таким образом, установление судом того факта, что публичный сервитут необходим в общественных интересах, не свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца как собственника земельных участков по использованию и владению этим имуществом, поскольку фактически в результате строительства линии электропередачи и установки анкерного столба у истца была изъята часть одного из земельных участков, а части земельных участков, площадью "данные изъяты" и "данные изъяты" кв.м. располагаются в охранной зоне, что исключает возможность свободного использования указанного имущества. При этом, ширина охранной зоны, учитывая силу напряжения в сети, составляет 40 метров.
Строительство линии электропередачи с установкой на земельном участке истца анкерной опоры предполагает постоянное использование части земельного участка, занятого этой опорой, нахождение обоих участков в охранной зоне линии электропередачи означает невозможность для Силуянова А.В. без письменного разрешения сетевых организаций осуществлять целевое использование принадлежащего ему земельного участка (дачное строительство). Вследствие чего строительство линии электропередачи, по смыслу подпункта 9 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ не может быть отнесено к работам временного характера, после проведения, которых могут быть устранены их последствия.
При таких обстоятельствах выводы судов нижестоящих инстанций о соответствии оспариваемого истцом постановления действующему законодательству и об отсутствии ограничений и нарушений прав истца, как собственника земельных участков, этим постановлением основаны на неправильном применении приведенных выше норм права, что повлияло на исход дела, поэтому принятые по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.388, 390 ГПК РФ, Президиум краевого суда
постановил:
Заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02 сентября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Председательствующий Фуга Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.