Судья федерального суда - Кузенкова Е.К. Дело N 7р - 410/16
РЕШЕНИЕ
14 апреля 2016 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора АО " "данные изъяты"" Зверева С.В. на постановление дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 06 ноября 2015 года и решение судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 17 марта 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества " "данные изъяты"",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 06 ноября 2015 года АО " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей за нарушение судном "данные изъяты" в период плавания с 07 сентября 2015 года по 12 сентября 2015 года правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Решением судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 17 марта 2016 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке статей 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, генеральный директор АО " "данные изъяты"" Зверев С.В. просит вынесенные по делу решения отменить, поскольку в постановлении не дана правовая оценка объяснениям юридического лица по вменяемому правонарушению, нет информации об ознакомлении Общества с правами, неверно указано наименование привлекаемого к ответственности лица; при вынесении постановления допущены существенные нарушения процессуальных норм и прав Общества, АО " "данные изъяты"" не было заблаговременно уведомлено о времени рассмотрения дела и не могло прибыть из с.Хатанга в г.Мурманск за одни сутки.
Проверив материалы дела, выслушав защитника АО " "данные изъяты"" Алексееву Е.А., поддержавшую доводы жалобы, нахожу постановление и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляет его законный представитель. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вопросы о назначении места, времени рассмотрения дела и вызове в орган лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, решаются на стадии подготовки к рассмотрению дела (ч.1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). По смыслу закона надлежащим следует считать извещение, если этому лицу заблаговременно доставлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела с тем, чтобы его законный представитель (защитник) имел реальную возможность прибыть в орган к назначенному времени.
Дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району указанные требования закона не соблюдены, дело в отсутствие законного представителя (защитника) АО " "данные изъяты"" рассмотрено неправомерно.
Из материалов дела следует, что об отложении должностным лицом рассмотрения дела на 06 ноября 2015 года АО " "данные изъяты"" было уведомлено 05 ноября 2015 года, то есть за одни сутки.
Между тем, подобное извещение, с учетом нахождения дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в г.Мурманске, а юридического лица - в с.Хатанга Красноярского края, то есть на расстоянии нескольких тысяч километров, и отсутствия регулярного транспортного сообщения между данными населенными пунктами, нельзя признать заблаговременным и, следовательно, надлежащим.
Мер для извещения АО " "данные изъяты"" иным способом, в том числе через представителя юридического лица, находящегося в г.Мурманске, ФИО1 должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, не принималось. Возможность АО " "данные изъяты"" направить ФИО1 для рассмотрения дела в Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району в г.Мурманске должным образом не выяснялась, доводы юридического лица о нахождении в тот период ФИО1 в командировке в "адрес" не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, обязательные процессуальные действия на стадии подготовки к рассмотрению дела должностным лицом выполнены не были, необходимые условия для реализации АО " "данные изъяты"" права на защиту не обеспечены, дело рассмотрено без участия законного представителя (защитника) юридического лица, то есть в нарушение требований части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований постановление дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 06 ноября 2015 года не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
При пересмотре постановления указанные нарушения судьей оставлены без внимания, в связи с чем решение судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 17 марта 2016 года также следует отменить.
Принимая во внимание, что на данный момент срок давности привлечения АО " "данные изъяты"" к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 06 ноября 2015 года и решение судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 17 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества " "данные изъяты"" отменить.
Производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.