Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе защитника ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" Чебыкина И.Д.
на постановление начальника отдела государственного лесного надзора, охраны и защиты лесов министерства лесного хозяйства Кировской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Кировской области Киселева А.В. N05-20 от 08 декабря 2015 года, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 10 февраля 2016 года, вынесенные в отношении ОАО "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора, охраны и защиты лесов министерства лесного хозяйства Кировской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Кировской области Киселева А.В. N05-20 от 08 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 10 февраля 2016 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник ОАО "РЖД" Чебыкин И.Д. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи отменить. Указывает на нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности. Полагает, что в материалах дела не имеется доказательств проведения прокурорской проверки исполнения требований законодательства в деятельности ОАО "РЖД". Документы о ненадлежащем содержании полосы отвода железной дороги, составленные должностными лицами министерства лесного хозяйства Кировской области, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу, поскольку при их составлении сотрудниками министерства превышены служебные полномочия. Считает, что рассмотрение дела должностным лицом административного органа, составившим протокол об административном правонарушении, является нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
На жалобу поступил отзыв начальника отдела государственного лесного надзора, охраны и защиты лесов министерства лесного хозяйства Кировской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Кировской области Киселева А.В., в котором указано на законность состоявшихся по делу постановления, решения судьи, несостоятельность доводов защитника.
Заслушав в судебном заседании областного суда Чебыкина И.Д., поддержавшего доводы жалобы, заместителя Кировского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Шевченко Д.В., полагавшего постановление должностного лица и судебное решение законными, жалобу не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.8.32 КоАП РФ установлено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Частью 1 ст.51 Лесного кодекса РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
Статьей 53 Лесного кодекса РФ определено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ N417 от 30.06.2007 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности в лесах), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно п.27 раздела VI Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Как следует из п.п. "г" п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с п.2 указанных Правил заинтересованной организацией считается владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела 30 апреля 2015 года в полосе отвода Горьковской железной дороги сообщением Киров-Пермь 975 км возник пожар, перешедший на прилегающие к полосе отвода земли лесного фонда квартала N 19 выделов N 17,18,19,20 Чепецкого участкового лесничества Паркового лесничества.
Согласно акту о лесном пожаре N 01 от 02.05.2015г. с прилагаемым чертежом, докладной записке начальника лесного отдела департамента Паркового лесничества от 12.05.2015г. N 82, служебной записке лесничего Чепецкого участкового лесничества от 13.05.2015г. данный участок полосы отвода железной дороги, прилегающий к лесным массивам, не был очищен ОАО "РЖД" от порубочных остатков, древесины и других горючих материалов, не отделен от опушки леса противопожарной опашкой или противопожарной минерализованной полосой. Сумма ущерба лесному хозяйству от пожара составила 273 964 рубля.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе материалами проведенной старшим помощником Кировского транспортного прокурора 05.10.2015г. проверки, подтверждающими нахождение горючих материалов именно на полосе отвода ОАО "РЖД", которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, ОАО "РЖД" нарушены вышеуказанные требования Лесного кодекса РФ и Правил пожарной безопасности в лесах.
Совершенное ОАО "РЖД" деяние верно квалифицировано административным органом по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат доказательств того, что ОАО "РЖД" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности в лесах, что в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствовало бы об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения.
Постановление о назначении ОАО "РЖД" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО "РЖД" в пределах санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ, в том числе имущественного и финансового положения юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ОАО "РЖД" проведена сотрудниками Кировской транспортной прокуратуры в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Направление Кировским транспортным прокурором материалов проверки в министерство лесного хозяйства Кировской области соответствует требованиям п.8 ч.5 ст.28.3, п.10 ч.2 ст.23.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о превышении сотрудниками министерства лесного хозяйства Кировской области служебных полномочий при проведении осмотров на землях, предназначенных для размещения объектов железнодорожного транспорта, основаны на неверном толковании норм права. Законодателем в Правилах пожарной безопасности в лесах установлена норма, предусматривающая требования по совершению ряда действий в полосе отвода железных дорог, граничащей с землями лесного фонда, что охраняет именно земли лесного фонда от пожарной ситуации, следовательно проведение осмотров данных земель должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), правомерно.
Также вопреки доводам защитника ОАО "РЖД" КоАП РФ не содержит прямого запрета на вынесение постановления по делу должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации законоположения КоАП РФ, допускающие рассмотрение дела об административном правонарушении тем должностным лицом, которое составляло протокол о данном правонарушении, действующие в системной взаимосвязи с иными нормами данного кодекса, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, привлекаемых к административной ответственности. Лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом или органом, вправе его обжаловать в суд (ч.1 ст.30.1 КоАП РФ). При этом проверка законности и обоснованности таких постановлений осуществляется судом с соблюдением всех конституционных принципов и гарантий, в том числе предусмотренных ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2013 N 630-О).
Постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора, охраны и защиты лесов министерства лесного хозяйства Кировской области, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Кировской области Киселева А.В. N05-20 от 08 декабря 2015 года, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 10 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" Чебыкина И.Д. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.